Как «Лукойл» собирал чужие акции

Вагит Алекперов своим примером неустанно демонстрирует, что лучшая инвестиция – это приобретение бумаг «Лукойла». Однако мало кому известно, что вот уже второй десяток лет компания приобретает акции «Бакинского нефтяного общества», «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель», Russian General, Petroles de Grosnyi и многие другие…

«Предпочел бы стричь купоны, но увы стригу газоны» — не каждому из наших современников понятна эта фраза. Посетители же музея «Лукойла» могут наглядно ознакомится с этимологией этой фразы.

Дело в том, что раньше ценные бумаги выпускались в бумажном виде. Они были достаточно большие, так как к ним прикреплялись купоны – маленькие листочки, которые нужно было отрезать и предъявить в кассу для получения дивидендов. Такой образ жизни и назывался «стричь купоны».

Идея создания музея родилась в 2004 году. Тогда же и было принято решение, что одной из корпоративных коллекций станет коллекция акций нефтяных компаний России до 1991 года.

Тогда в компании определились, что не будут заниматься исключительно историей «Лукойла», которая началась в ноябре 1991 года. Было интересно знать нашу предысторию. Каковы традиции нефтяной отрасли, начиная с дореволюционного периода, какие основные этапы прошла нефтянка Советского Союза с 1917 года.

На этапе создания музея был создан оргкомитет, куда входили руководители компании, и ветераны, и представители профсоюзных организаций молодежи, который решил, что компания начнет создавать корпоративную коллекцию старинных акций тех компаний, которые создавались в России или вели на ее территории свою деятельность. Первые экспонаты были переданы топ-менеджерами компаниями. Многим такие акции дарили друзья, партнеры, кто-то сам покупал, если где-то попадались. Уже потом представители компании стали покупать бумаги на аукционах и у антикваров. Сегодня коллекция компании насчитывает около 500 видов ценных бумаг.

Говорить о том, какая из них самая дорогая и самая редкая – вопрос относительный. Важен вклад той или иной компании в развитие российского нефтяного дела. История российского нефтяного бизнеса полна драматизма и одним из переломных моментов, пожалуй, стоит назвать отмену откупной системы в 1872 году.

Предприниматели, получавшие на условиях откупа участок на небольшой срок, не были заинтересованы во вложении крупных средств в наращивание и модернизацию производства. Под давлением деловых кругов, а также целого ряда ведущих ученых, в том числе и Дмитрия Менделеева, в 1872 году были высочайше утверждены «Правила о нефтяном промысле и акцизе с фотогенового производства».

Согласно «правилам» нефтеносные участки передавались в частные руки в результате публичных торгов за единовременную плату, был также разрешен беспрепятственный поиск нефти «лицам всех сословий – как русским подданным, так и иностранцам» на всех свободных казенных землях. В случае обнаружения нефти необходимо было оформить заявку и права на аренду участка (предельный срок аренды 24 года, стоимость 10 руб. за десятину) и начать его разработку в течение первых двух лет. На керосиновое производство был установлен акциз (налог), исчисляемый с объема перегонных кубов.

В ходе первых торгов в декабре 1872 году казенные участки были распроданы нескольким десяткам предпринимателей и товариществ. Результаты торгов продемонстрировали правильность выбранной политики. Если за 51 год от эксплуатации нефтяных участков по откупной системе в доход государства поступило около 6 млн рублей, то только в результате первых торгов казна заработала сразу около 3 млн рублей. Отмена откупной системы сразу же сказалась и на объемах добычи нефти – за один год она выросла в 2,6 раза. Именно отмена откупной системы стала основным экономическим условием для создания вертикально интегрированных компаний (ВИНК).

Первой ВИНК в России стало «Бакинское нефтяное общество». Деятельность компании охватывала всю технологическую цепочку «от скважины до потребителя». Ее успешная деятельность способствовала быстрому распространению принципа вертикальной интеграции в нефтяной отрасли страны. Этот фактор позволил создать устойчивую инфраструктуру нефтяного производства, обеспечить постоянный приток финансовых средств, а также стал основой для совершенствования технологических процессов, повышения качества нефтепродуктов и росту их конкурентоспособности на российском и мировом рынке.

Безусловно, что акции этой компании особенно ценны в корпоративной коллекции «Лукойла». Но так как купцы, основатели общества Кокорев и Губонин не были нефтяниками по сути, они дело из рук выпустили, но тем не менее сыграли важную роль в развитии российской нефтянки.

Еще одной знаковой бумагой в коллекции является акция «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель». Это была самая крупная в России нефтяная компания. С 1879 года они братья выпустили акции и стали акционерным обществом. «За 30 лет существования компании с 1879 по 1917 они смогли выстроить целую империю, ведь братья были отличными инженерами и химиками, что позволяло им всегда идти впереди, видеть перспективы научной мысли и применять инновации на своих предприятиях», — рассказывает Сергей Сергеев. В частности, братья Нобели заказали Владимиру Шухову первый нефтепровод. Хот тогда никто не хотел его строить и связываться с местными жителями, которые возили в бочках на ослах нефть с нефтепромыслов на завод. Когда же нефтепровод был построен, местные стали воровать с него сырье, но братья Нобели наняли их охранниками, обеспечив новой работой. После этого нефтепроводы стали строить многие компании. Позже Шухов, опять-таки по заказу братьев Нобелей спроектирует и построит цилиндрические резервуары для хранения нефти.

Сегодня каждая ценная бумага в коллекции компании – это отдельная жизнь того или иного бизнеса, которая стала частью истории российской нефтянки. Коллекция пополняется до сих пор. Ее экспонаты компания вывозит в города присутствия, где читаются лекции по истории, а также за границу.

Energy Insider

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype