«Роснефть» против использования цен Urals в европейских гаванях для расчета НДПИ

«Роснефть» не устраивает привязка расчета нефтяных налогов к цене нефти Urals в портах Европы, поскольку фактически российская нефть туда не поставляется. Соответствующее письмо (копия есть у «Коммерсанта») глава нефтекомпании Игорь Сечин направил 22 марта президенту РФ Владимиру Путину.

Сечин хочет исключить «необоснованное увеличение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль» и «ускорить работу по формированию объективных ценовых индикаторов», которые будут основываться на реальных базисах и направлениях поставок российской нефти.

Сейчас основной объем Urals поступает в порты Индии, а также Китая. Владимир Путин поручил премьеру Михаилу Мишустину рассмотреть предложения.

Сейчас ключевые нефтяные налоги — НДПИ и НДД — рассчитываются исходя из большей из двух котировок: Brent минус дисконт в $20 за баррель либо Urals на базисе FOB в российском порту плюс $2 за баррель расходов на транспортировку до рынка Европы. Уровень затрат на транспортировку в будущем должен рассчитываться ФАС, но не может быть меньше $2 за баррель.

Поводом для обращения «Роснефти» к президенту стал как раз подготовленный ФАС проект приказа о порядке расчета стоимости транспортировки нефти из РФ морем в направлении европейских портов. Игорь Сечин просит остановить подготовку этого документа, поскольку поставок в порты Европы на практике нет.

Глава «Роснефти» предлагает отказаться от «искусственных индикаторов, привязанных к «виртуальной» цене на нефть при морских поставках на несуществующие «европейские рынки».

По его мнению, принятие приказа только усугубит риски расхождения между стоимостью сырья при реальных поставках нефти и ценой, используемой для налогообложения.

В ФАС, Минфине, пресс-службе правительства отказались от комментариев. В «Роснефти» и других нефтекомпаниях не ответили на запрос издания. Источник «Коммерсанта» в Белом доме сообщил, что предложение компании рассматривается.

Проект приказа подписан в ФАС и проходит регистрацию в Минюсте, рассказал «Коммерсанту» зампред комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич. Но, по его словам, ряд участников отрасли настаивает, что не все предложения в проекте приказа учтены, в том числе по отражению реальных базисов поставки. По его оценкам, принятие методики ФАС не повлекло бы существенного роста НДПИ и НДД — цена нефти расчета для налогов, вероятно, изменилась бы менее чем на $1 за баррель, хотя окончательный размер транспортных расходов зависит от изменения стоимости фрахта и страховки танкеров.

В марте 2023 года, как рассказывал «Коммерсант», «Роснефть» предлагала заменить Brent при расчете налогов на сорт Dubai, поскольку последний является основным бенчмарком на нефтяном рынке Азии. Однако Минфин не согласился с этим.

ФАС выполняет требования Налогового кодекса, который предписывает службе определять стоимость транспортировки морским транспортом для налогообложения, отмечает независимый эксперт Борис Луцет.

По мнению господина Луцета, любые предложения по изменению котировок при расчете НДПИ вряд ли приведут к снижению налоговой нагрузки на отрасль, так как фискальные приоритеты являются определяющими: «Любое решение по новым ценовым маркерам будет приниматься только при условии выполнения бюджетных проектировок, и именно от них будет зависеть, какой будет формула НДПИ на нефть».

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype