Минимальный объем торгов нефтепродуктами на бирже будет увеличен

Об этом говорится в проекте доклада Минэнерго «О ситуации на рынке нефтепродуктов» на имя председателя правительства Михаила Мишустина (имеется в распоряжении TEKFACE).

«ФАС России и Минэнерго России продолжают работу по постепенному увеличению минимальных нормативов реализации нефтепродуктов на бирже, не допустив дисбаланса в мелкооптовом сегменте рынка. Это должно создать еще больший уровень предложения топлива в биржевом сегменте для удовлетворения как сезонного спроса на спотовом рынке, так и удовлетворения спроса на срочном рынке (по форвардным контрактам) для обеспечения возможности формирования запасов топлива нефтяными компаниями и независимыми сетями АЗС. Соответствующие комплексные предложения по изменению нормативно-правовых актов ФАС России и Минэнерго России разработают в 2022 году», — говорится в документе.

Напомним, норматив биржевых продаж нефтепродуктов был повышен с марта приказом ФАС и Минэнерго: бензина с 10% до 11% от месячного объема производства, дизтоплива — с 6% до 7,5% и сжиженных углеводородных газов (СУГ) — с 5% до 7,5%.

В целом в Минэнерго обеспокоились судьбой владельцев автозаправочного бизнеса в виду того, что с января 2022 года будут проиндексированы акцизы на топливо. Как отмечается в проекте доклада, «в рамках реализации политики налогового маневра в нефтяной отрасли с начала 2022 года вывозная таможенная пошлина на нефть уменьшится на одну шестую часть, и снизятся вывозные таможенные пошлины на все нефтепродукты соответственно, так как они рассчитываются от пошлины на нефть. Вместе с этим в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации будут проиндексированы на 4 % ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо, а также увеличатся индикативные уровни оптовых цен в формуле «демпфера» на автомобильный бензин и дизельное топливо, что снизит компенсационные выплаты «демпфера» нефтеперерабатывающим заводам». 

Вследствие такой комбинации, отмечают авторы доклада, существует «риск одномоментного увеличения розничной цены на автомобильный бензин при переходе в 2022 год, который может составить более 2 рублей за литр (рост на 4 % к текущему среднему уровню цен)». «Чего допустить нельзя», — пишут авторы доклада. 

По их мнению, обеспечить нормальную топливную маржу независимой розницы при недопущении роста розничных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо выше прогнозных значений инфляции «можно за счет корректировки параметров «демпфера», а именно за счет снижения индикативного уровня оптовой цены, а также за счет увеличения уровня компенсации в формуле «демпфера».

Дополнительно такие корректировки параметров «демпфера» позволят ограничить сверхдоходы НПЗ в сценарии низких мировых цен на нефть и смогут обеспечить дополнительные доходы бюджета».  В частности, для нивелирования риска резкого повышения розничных цен на моторное топливо в 2022 году предлагается рассмотреть следующий вариант: сохранить темп индексации индикативных уровней оптовых цен на автомобильный бензин и дизельное топливо для расчета «демпфера» в 2022 году на уровне 3 % от текущих значений индикативных уровней оптовых цен в 2021 году.

А также увеличить для НПЗ уровень компенсации части разницы между ценой экспортной паритета и индикативным уровнем оптовой цены на автомобильный бензин с 68 % до 90 %. По оценкам Минэнерго, совокупный экономический эффект для всех нефтяных компаний, владеющих НПЗ, является положительным, а выпадающие доходы бюджета при цене нефти на уровне $80. могут составить 123 млрд рублей в год.

Подробнее о мерах по противодействию роста цен на топливо читайте в материале «Минэнерго предлагает ряд мер для спасения рынка от роста цен на топливо в 2022 году»

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype