Минэнерго предлагает ряд мер для спасения рынка от роста цен на топливо в 2022 году

В распоряжение TEKFACE оказался проект доклада Минэнерго на имя главы правительства РФ Михаила Мишустина «О ситуации на рынке нефтепродуктов», в котором энергетическое ведомство высказывает озабоченность резкого роста цен на моторное топливо в следствии роста акцизов в 2022 году.  

Риск роста цен требует корректировки демпфера

«В рамках продолжения налогового маневра с 2022 года снижаются экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, повышаются ставки акцизов на бензин и дизтопливо, а также увеличатся условные цены бензина и дизтоплива в формуле демпфера, что снизит выплаты в адрес НПЗ. Эти изменения ведут к риску одномоментного роста розничной цены автобензина с 2022 года более чем на 2 рубля за литр, чего допустить нельзя», — говорится в докладе.

Минэнерго указывает, что обеспечить нормальную маржу независимых АЗС при недопущении роста розничных цен на бензин и дизтопливо выше прогнозной инфляции можно за счет корректировки формулы демпфера путем снижения условных цен и увеличения коэффициента компенсации. Эти корректировки, по мнению авторов доклада, также позволят ограничить сверхдоходы НПЗ в условиях низких мировых цен на нефть и обеспечат дополнительные доходы бюджета.

Ведомство предлагает рассмотреть следующий вариант корректировки демпфера. Во-первых, проиндексировать условные цены бензина и дизтоплива в формуле демпфера с 2022 года на 3% от их текущих значений.

Как отмечает Михаил Турукалов, генеральный директор независимого агентства «Аналитика товарных рынков», предлагаемое Минэнерго изменение окажет влияние лишь на перспективы российского рынка автобензина, но не повлияет на будущую ситуацию на рынке дизтоплива.

Кроме того, Минэнерго предлагает повысить коэффициент компенсации в формуле бензинового демпфера с 0,68 до 0,9. На этот коэффициент умножается разность между премиальным нетбэком в направлении Северо-Западной Европы и условной ценой.

Минэнерго указывает, что, поскольку корректировка демпфера включает изменение коэффициента компенсации, ее влияние на бюджет будет зависеть от макроэкономических параметров. Совокупный экономический эффект для всех нефтяных компаний, владеющих НПЗ, является положительным, а выпадающие доходы бюджета при цене нефти на уровне $80 за баррель могут составить, по оценке Минэнерго, 123 млрд рублей в год.

В выигрыше будут ВИНКи

По словам Михаила Турукалова, генерального директора независимого агентства «Аналитика товарных рынков», реализация этих изменений приведет к тому, что выплаты в адрес нефтяных компаний за поставку бензина на внутренний рынок вырастут, однако у ВИНК не появится дополнительных обязательств перед российскими потребителями и независимыми сетями АЗС.

«Предложение Минэнерго по корректировке бензинового демпфера не исправит баланс интересов на топливном рынке, не сможет сдержать удорожание бензинов в опте и на заправках, но при этом его реализация приведет к еще большим выплатам в адрес ВИНК», — отмечает эксперт.

По его словам, позиция Минэнерго по дизтопливу существенно не меняет сложившуюся на рынке ситуацию. Ведомство поддерживает снижение лимита выплаты демпферов по отклонению цены дизтоплива на рынке РФ от его условной цены с 20% до 15%.

«Вариант более существенного снижения допустимого уровня отклонения от индикативных оптовых цен может быть дополнительно рассмотрен в случае корректировок комплекса параметров „демпфирующего механизма“ (в частности, уровень индикативных цен и процент компенсации разницы между ним и экспортной альтернативой)», — говорится в докладе.

Он напоминает, что в докладе не упоминается инициатива ФАС по распространению лимита выплаты демпферов на сезонные марки дизельного топлива. Даже если лимит выплаты демпферов по отклонению оптовой цены дизтоплива от уровня его условной цены будет рассчитываться по сезонному товару, нефтяным компаниям вряд ли придется значительно снижать биржевые цены на ДТЗ в начале 2022 года.

«Если условная цена дизтоплива в 2022 году составит 52250 рублей за тонну, то 15%-й лимит выплаты демпферов по отклонению оптовой цены дизтоплива от его условной цены составит 60088 рублей за тонну. Средний биржевой индекс ДТЗ для европейской части России с 1 по 26 ноября составил 60629 рублей за тонну», — напоминает Михаил Турукалов.

«Как показывают приведенные цифры, нефтяным компаниям не потребуется значительно снижать цены на зимнее дизтопливо с их текущих уровней, чтобы гарантировать получение демпферов», — заключает собеседник.

«Реализация вышеуказанных корректировок параметров «демпфера» позволит снизить давление на розничные цены моторного топлива со стороны оптовых цен, формируемых на рыночных принципах, и улучшит топливную маржу независимой розницы при недопущении роста розничных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо выше прогнозных значений инфляции.

Субсидии для РЖД, эквайринг и продажа алкоголя

Дополнительно для улучшения финансово-экономического положения независимых автозаправочных станций (далее – АЗС) возможно реализовать комплекс следующих мер», — считают в Минэнерго.

Кроме того, авторы доклада предлагают, усилить эффект корректировки «демпфера» по стабилизации оптовых цен в восточных регионах страны возможно за счет реализации положений разработанного Минэнерго России проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку железнодорожным транспортом во внутрироссийском сообщении моторного топлива, предназначенного для реализации на территории Российской Федерации, в направлении Дальневосточного федерального округа» (далее — проект постановления о скидке).

Так же, Центральным банком совместно с платежными системами прорабатывается вопрос снижения стоимости услуг эквайринга на АЗС для снижения операционных издержек бизнеса и улучшения показателя чистой прибыли.

Вместе с этим повторно предлагается вернуться Минпромторгу России
к рассмотрению законодательной инициативы по снятию запрета на реализацию
в дневное время через магазины при АЗС слабоалкогольной продукции, что расширит ассортимент нетопливных товаров на АЗС и улучшит их маржинальность за счет увеличения выручки, формируемой нетопливным сегментом продаж сопутствующих товаров и услуг.

Кроме того, ФАС России и Минэнерго России продолжают работу
по постепенному увеличению минимальных нормативов реализации нефтепродуктов на бирже, не допустив дисбаланса в мелкооптовом сегменте рынка. Это должно создать еще больший уровень предложения топлива в биржевом сегменте для удовлетворения как сезонного спроса на спотовом рынке, так и удовлетворения спроса на срочном рынке (по форвардным контрактам) для обеспечения возможности формирования запасов топлива нефтяными компаниями и независимыми сетями АЗС. Соответствующие комплексные предложения по изменению нормативно-правовых актов ФАС России и Минэнерго России разработают в 2022 году.

В качестве еще одной резервной меры, способной оказать стабилизирующее воздействие на внутренний рынок топлива за счет увеличения предложения автомобильного бензина в биржевом сегменте в 2022 года, является возможность задействования потенциала НПЗ по увеличению его производства за счет дозагрузки вторичных мощностей, использующих прямогонный бензин в качестве сырья (каталитический риформинг и изомеризация). Анализ объемов производства прямогонных фракций автомобильного бензина в разрезе крупных НПЗ (без учета мини-НПЗ) показывает, что производство компонентов товарного автомобильного бензина может быть увеличено примерно на 2,8 млн тонн (или около 7,5 % от годового уровня потребления автомобильного бензина в России).

«Причинами недозагрузки в настоящее время вторичных мощностей, использующих прямогонный бензин в качестве сырья, являются незаинтересованность ряда НПЗ в увеличении производства автомобильных бензинов, а также наличие технологических установок, находящихся в резерве», — отмечается в документе.

Об авиакеросине замолвили слово

«С учетом восстановления мировой конъюнктуры цен на нефть выросли цены
на авиационный керосин и вернулись на допандемийный уровень. Так, изменение мировой цены на авиационный керосин с начала 2021 года составляет около 75 %, на внутреннем рынке России – около 43 %», — говорится в документе.

Однако, указывают авторы доклада, несмотря на рост цен на авиационный керосин доля расходов авиакомпаний на топливо в 2021 году составляет примерно 21 % в общей структуре расходов (так же как и в 2020 г. – около 20 %). В то же время в 2018-2019 гг. доля расходов авиакомпаний на топливо составляла около 30 %. Указанная динамика показывает, что доля затрат на топливо в расходах авиакомпаний заметно снижается, а динамика изменения цен на авиабилеты зависит не только от изменения цен на авиационный керосин, а также обусловлена фактором сезонности массового спроса на перелеты (ежегодно цены на перелеты увеличиваются в летний сезон), стоимостью услуг по техническому обслуживанию воздушных судов, расходами на оплату труда и прочими расходами.

Кроме того, для отечественных авиакомпаний, включенных в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющих сертификат (свидетельство) эксплуатанта, в соответствии с НК РФ действует налоговый вычет (обратный акциз на авиационный керосин) ВАВИА, величина которого составляет 3024 рублей за тонну.

Дополнительно для стабилизации ценовой ситуации на внутреннем рынке авиационного керосина в период высоких мировых цен на нефть и авиационный керосин с сентября 2021 года обратный акциз на авиационный керосин ВАВИА увеличен на дополнительную «демпферную» составляющую. На начало ноября 2021 г. общая сумма поддержки отечественных авиакомпаний составляет более 8,5 тыс. рублей на тонну авиационного керосина (или около 15 % от текущей средней оптовой биржевой цены).

Вопрос дифференциации обратного акциза на авиационный керосин, реализуемый на территории ДФО, прорабатывается федеральными органами власти, однако дополнительных бюджетных средств и источник их компенсации в настоящее время не определен.

«В случае реализации с 2022 г. положений проекта постановления о скидке ценовая ситуация на авиационный керосин для потребителей в дальневосточных регионах Российской Федерации дополнительно улучшится, вследствие чего предоставление дополнительного вычета авиакомпаниям при заправке воздушных суден в регионах ДФО может не потребоваться.

Докладывается в порядке информации», — заключается в документе.

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype