Власти рассматривают вопрос снижения стоимости эквайринга для АЗС

Регуляторы, вслед за предложениями об изменении параметров демпферного механизма на топливо, вынесли на обсуждение идею снижения стоимости услуг эквайринга. Об этом говорится в проекте доклада Минэнерго «О ситуации на рынке нефтепродуктов» на имя председателя правительства Михаила Мишустина (имеется в распоряжении TEKFACE).

Такие меры по мнению чиновников позволят снизить операционные издержки бизнеса и улучшит показатели чистой прибыли.  «Центральным банком совместно с платежными системами прорабатывается вопрос снижения стоимости услуг эквайринга на АЗС для снижения операционных издержек бизнеса и улучшения показателя чистой прибыли», — говорится в документе.  

Как заявили в Минэнерго,  ведомство «в настоящий момент инициирует рассмотрение профильными ведомствами вопроса возможности снижения стоимости эквайринга для сетей АЗС. По имеющимся оценкам, каждые 0,5% в комиссии эквайринга от общей суммы платежа эквивалентно 10 копейкам в конечной стоимости литра топлива на АЗС. В целом, министерством ведется системная работа по поддержке экономики заправки топливом». 

По словам Валерия Андрианова, доцента Финансового университета при правительстве РФ, сейчас ставка эквайринга для АЗС в России традиционно достаточно велика, она достигает 1,5%. «Программа-минимум для компаний отрасли – добиться ее снижения хотя бы до уровня, который действует для предприятий общественного питания – 0,9%. Программа-максимум (вряд ли выполнимая) – снизить тарифы до среднеевропейского уровня в 0,3-0,4%», — говорит собеседник. 

Однако, в пресс-службе Центробанка заявили, что снизить издержки бизнеса, в частности – на эквайринг, позволяет Система быстрых платежей (СБП).  «Уже сегодня АЗС могут принимать оплату за свои услуги таким способом. Банковские комиссии в этом случае для них не превышают 0,4% от суммы платежа (но не более 1500 рублей за платеж). Это значительно ниже эквайринговых ставок, в среднем — более чем в четыре раза», — прокомментировали в ЦБ. 

«Важно отметить, что оплата возможна с использованием разных сценариев, включая в «один клик» в том числе и в мобильных приложениях продавцов. Таким образом, топливные компании могут наладить оплату через СБП максимально удобно для клиентов. Этот функционал уже реализован отдельными крупными сетевыми топливными компаниями, и мы видим устойчивый рост операций в этом сегменте. В целом возможность оплаты товаров и услуг через СБП предоставляют уже более 70 банков, включая все системно значимые. Популярность этого вида оплаты растет. Так, количество и объем С2В-платежей в третьем квартале выросли в четыре, пять раз по сравнению с началом года», — заключили в пресс-службе.   

По словам главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, на сегодняшний день стоимость услуги эквайринга составляет до 1,7%. «Наше предложение было снизить стоимость до 1-0,9%», — говорит собеседник. Он отметил, что на сегодняшний момент почти 70 копеек в стоимости литра бензина – это эквайринг. При этом на хранение и логистику уходит 50 копеек. «Если бы снизили до 25-30 копеек – было бы хорошо», — отмечает собеседник.  

В целом в Минэнерго обеспокоились судьбой владельцев автозаправочного бизнеса в виду того, что с января 2022 года будут проиндексированы акцизы на топливо. Как отмечается в проекте доклада, «в рамках реализации политики налогового маневра в нефтяной отрасли с начала 2022 года вывозная таможенная пошлина на нефть уменьшится на одну шестую часть, и снизятся вывозные таможенные пошлины на все нефтепродукты соответственно, так как они рассчитываются от пошлины на нефть. Вместе с этим в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации будут проиндексированы на 4 % ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо, а также увеличатся индикативные уровни оптовых цен в формуле «демпфера» на автомобильный бензин и дизельное топливо, что снизит компенсационные выплаты «демпфера» нефтеперерабатывающим заводам». 

Вследствие такой комбинации, отмечают авторы доклада, существует «риск одномоментного увеличения розничной цены на автомобильный бензин при переходе в 2022 год, который может составить более 2 рублей за литр (рост на 4 % к текущему среднему уровню цен)». «Чего допустить нельзя», — пишут авторы доклада. 

По их мнению, обеспечить нормальную топливную маржу независимой розницы при недопущении роста розничных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо выше прогнозных значений инфляции «можно за счет корректировки параметров «демпфера», а именно за счет снижения индикативного уровня оптовой цены, а также за счет увеличения уровня компенсации в формуле «демпфера».

Дополнительно такие корректировки параметров «демпфера» позволят ограничить сверхдоходы НПЗ в сценарии низких мировых цен на нефть и смогут обеспечить дополнительные доходы бюджета».  В частности, для нивелирования риска резкого повышения розничных цен на моторное топливо в 2022 году предлагается рассмотреть следующий вариант: сохранить темп индексации индикативных уровней оптовых цен на автомобильный бензин и дизельное топливо для расчета «демпфера» в 2022 году на уровне 3 % от текущих значений индикативных уровней оптовых цен в 2021 году.

А также увеличить для НПЗ уровень компенсации части разницы между ценой экспортной паритета и индикативным уровнем оптовой цены на автомобильный бензин с 68 % до 90 %. По оценкам Минэнерго, совокупный экономический эффект для всех нефтяных компаний, владеющих НПЗ, является положительным, а выпадающие доходы бюджета при цене нефти на уровне $80. могут составить 123 млрд рублей в год.

Подробнее о мерах по противодействию роста цен на топливо читайте в материале «Минэнерго предлагает ряд мер для спасения рынка от роста цен на топливо в 2022 году»

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype