Кабмин к ноябрю подготовит варианты льготных налоговых режимов для ТЭКа

Несмотря на свою твердую позицию по вопросу снижения налоговой нагрузки на отечественный нефтегаз, Минфин совместно с Минэнерго должен будет к ноябрю проработать и представить в правительство свои предложения по льготным налоговым режимам для компаний, работающих в сфере добычи нефти и газа. Об этом говорится в перечне поручений главы правительства Михаила Мишустина, с которым ознакомились «Известия». Кроме того, министерства должны будут разработать комплекс мер по расширению присутствия России на мировых рынках нефти и газа. Итоги проработанных вопросов будут включены в план реализации энергетической стратегию РФ до 2050 года. О том, какие поручения дал премьер кабмину, читайте в материале «Известий». 

Проработать и представить

Минфин совместно с Минэнерго и Минэкономразвития должны проработать возможность предоставления льготных налоговых режимов для нефтегазовых компаний к ноябрю текущего года. Об этом говорится в перечне поручений главы правительства Михаила Мишустина, с которым ознакомились «Известия». 

«Проработайте возможность предоставления льготных налоговых режимов компаниям в сфере добычи нефти, газа природного и газоконденсата, включая расширение периметра применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, а также продление срока предоставления налоговых льгот на долгосрочный период с учетом прогноза по необходимым объемам добычи углеводородного сырья в увязке с энергетической стратегией РФ, с обязательствами в рамках сделки ОПЕК, а также учетом анализа финансово-экономических моделей проектов, претендующих на налоговые льготы», — отмечается в документе. 

Перечень поручений по итогам стратегической сессии по направлению развития нефтяной отрасли до 2050 года, состоявшейся 1 апреля 2025 года, датирован 24 мая 2025 года. Всего документ насчитывает четыре пункта и в двух из них говорится о финансовой поддержке отечественного нефтегаза. 

Как отмечается в документе, Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВы) должны будут представить в правительство для последующего включения в план реализации энергетической стратегии до 2050 года (ЭС-2050) согласованный комплекс мер в различных сценарных условиях, предусматривающие в том числе «определение четких сроков и целевых показателей для существующих и перспективных механизмов государственной финансовой поддержки нефтяной и нефтеперерабатывающих отраслей». 

Напомним, что энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2050 года была утверждена Правительством РФ 12 апреля 2025 года. Документ учитывает рост мирового спроса на энергоресурсы к 2050 году на 20%, а также диверсификацию экспортных поставок. Согласно целевым показателям стратегии, чтобы сохранить позиции России на внешнем рынке и стабильно снабжать внутренний добыча нефти должна составлять 540 млн тонн в год к 2050 году. 

Для достижений этих целей, как отмечается в стратегии, «необходимо создавать условия  для ввода нерентабельных запасов, которые составляют более 10 млрд. тонн». Новые регионы добычи должны дать около 80 млн. тонн  добычи на горизонте 2036 года. По итогам 2024 года добыча нефти в России составила 516 млн тонн. Что касается газа, то его добыча согласно ЭС-2050 должна составлять более 1 трлн кубометров газа, против 685 млрд кубометров по итогам прошлого года. 

Баланс интересов

В Минэнерго уже неоднократно говорили, что для достижения этих целей необходимо России необходимо удвоение инвестиций в нефтяную отрасль.

Как уже писали «Известия», Минэнерго в рамках реализации энергостратегии готовит новый налоговый маневр, который подразумевает снижение нагрузки на отрасль и удвоение инвестиций в нее. Это даст мультипликативный эффект на смежные отрасли. В энергетическом ведомстве полагают, что их отчисления в бюджет смогут восполнить выпадающие доходы и сохранить добычу.

Однако, Минфин до настоящего времени занимал достаточно жесткую позицию в отношении  снижения налоговой нагрузки на отрасль. В середине мая замминистра финансов Алексей Сазанов заявлял, что послаблений для нефтяных компаний пока не планируется.

При том, что министр финансов РФ Антон Силуанов тогда же отмечал, что «налоговая нагрузка на нефтяную отрасль — одна из самых высоких, увеличивать ее нецелесообразно, иначе можно подорвать устойчивость компаний».

По словам министра, уровень фискальной нагрузки на нефтяные компании, наверное, самый высокий: в зависимости от ценовой конъюнктуры он составляет около от 70% до 80% доналоговой прибыли.

По словам заместителя председателя комитета Государственой думы по энергетике Юрия Станкевича, апрельская стратсессия под руководством председателя Правительства России Михаила Мишустина, на которой обсуждались перспективы развития нефтяной отрасли, окончательно очертила контуры идеологической дискуссии о средне- и долгосрочных мерах поддержки данной индустрии.

— Удержание ежегодной добычи сверх полки «540 +» более не является самоцелью. Сохранение ограничений в рамках сделки с ОПЕК позволило России на время отказаться от необходимости добычи на месторождениях с низкой рентабельностью в стандартных налоговых условиях. Отныне вопрос предоставления любых льгот будет решаться через призму возникающего бюджетного эффекта. Причём эффекта в осязаемой, а не долгосрочной перспективе. По этой причине Минфин при рассмотрении инициатив компаний или Минэнерго о стимулировании добычи тщательнейшим образом изучает финансово-экономическую модель применительно к каждому месторождению или проекту), — отмечает депутат.

С другой стороны, по его мнению, без расширения периметра НДД и учёта объективно растущих эксплуатационных затрат мы рискуем свалиться в фазу неконтролируемого сокращения добычи, что автоматически несёт в себе риски обеспечения экономической и энергетической безопасности страны.

— Правительству не позавидуешь: по аналогии с событиями предыдущих периодов уместно говорить о появлении «ножниц Мишустина»: без увеличения бюджетных расходов добыча нефти уже в горизонте 5-7 лет начнётся неуклонно снижаться, что мы видим на примере Западной Сибири. Но и увеличение бюджетных расходов ставит под сомнение необходимость сохранения доли добывающих отраслей в экономике в целом.

Правительству придётся балансировать между плохим и не очень хорошим выбором. Полагаю, что решение о необходимости дополнительного льготирования «нефтянки» возьмёт верх и в 2026 году мы увидим согласованную позицию Минэнерго и Минфина России по данному вопросу, — отмечает собеседник.

По словам управляющего партнера компании «ВМТ Консалт» Екатерины Косаревой, и позицию Минэнерго и позицию Минфина понять несложно, но сегодня просто необходимо выработать компромиссное решение.

— В свое время России «проспала» сланцевую революцию в США, за что сегодня мы отчасти расплачиваемся потерей рынков. Поэтому сегодня просто необходимо начинать работу по изменению налогового режима для нефтегазовых компаний, несмотря на то, что все, что сегодня добывается рентабельно. Вероятно, что к ноябрю Минфин совместно с Минэнерго и Минэкономразвития подготовят несколько сценарных планов с различными вариантами налоговых режимов, — отмечает собеседница.

При этом по словам Косаревой, ждать изменений в уровне фискальной нагрузки в ближайшие год, два не стоит. 

— Сегодня страна живет в условиях санкций и нужно искать решения для того, чтобы не потерять еще большую долю мирового рынка, — полагает собеседница.

Догнать и перегнать

Между тем, премьер поручил министерствам (Минэнерго, Минэкономразвития, Минфину,  Минпромторгу, Минтрансу и МИДу) представить в правительство комплекс мер, предусматривающих заключение двусторонних договоров с Китаем, Турцией и Индией для обхода антироссийских санкций недружественных стран, в том числе с фиксацией цен на долгосрочный период, а также предложения по расширению доли России на растущих сегментах мирового энергетического рынка.

По словам доцента Финансового университета при Правительстве РФ Валерия Андрианова,  увеличение Россией доли на глобальном нефтегазовом рынке возможно, во-первых, за счет занятия новых ниш. 

— При этом речь идет не только о наращивании поставок на такие крупные и перспективные рынки как Китай, Индия и Турция, на которое переориентировались потоки нашего сырья после введения санкций. Происходит поиск и более узких «ниш», то есть налаживание поставок нефти и нефтепродуктов в те страны, в которые они раньше не шли – от Бразилии до стран Ближнего Востока. В средне- и долгосрочной перспективе большие возможности открываются в Африке и в небольших, но интенсивно развивающихся странах Азии. Это обловлено как ростом населения в них, так и достаточно быстрым увеличением потребления энергоресурсов промышленностью и сельским хозяйством, — отмечает собеседник.

Во-вторых, по его словам, расширение рынков сбыта возможно за счет формирования новых правил торговли энергоресурсами, в первую очередь – перехода от спотовых сделок к долгосрочным контрактам. 

— В последние десятилетие мы видели «наступление» именно спотовой модели, которая подавалась ее идеологами как наиболее гибкая и отвечающая постоянно изменяющимся рыночным реалиям. Но на практике она не выгодна ни продавцам, ни покупателям энергоресурсов. Компании-производители углеводородного сырья должны иметь гарантии долгосрочной окупаемости своих инвестиций, особенно на фоне исчерпания крупных месторождений и необходимости реализации новых геологоразведочных и добычных проектов. В свою очередь, для покупателей долгосрочные контракты – гарантия получения энергоресурсов по «твердой» цене, что опять-таки необходимо для планирования крупных промышленных и иных проектов. Печальный опыт Европы, особенно в газовой сфере, показал, что спот – это путь к нестабильности энергетических рынков и как следствие – к экономической рецессии. — отмечает собеседник.

Поэтому, считает Андрианов, возвращение к практике долгосрочных контрактов с потребителями, создание взаимных гарантий поставок и цены и, наконец, ликвидация спекулятивной составляющей торговли энергоресурсами – это важный козырь российской энергетической политики.

Генеральный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» (ООО «НААНС-МЕДИА») Тамара Сафонова отмечает, что в настоящее время в контрактах с инопокупателями указывается формула цены с привязкой к мировым индексам, что является риском как для бюджетов стран-экспортеров при резком падении мировых цен, так и необоснованных  затрат для стран-импортеров при резкой  эскалации мировых цен. 

— Бюджеты стран-экспортеров за последние пять месяцев по сути  зависели от развязанных торговых войн США, а подходы к ценообразованию на стратегические ресурсы давно нуждаются  в трансформации. Фиксация в долгосрочных контактах приемлемых для сторон цен и объемов может привести к стабилизации наполнения нефтегазовых  доходов России и предсказуемости выручки российских компаний, — полагает эксперт. 

При этом, по ее мнению, в контрактах на поставку российских энергоресурсов объемы могут быть зафиксированы на долгосрочный период,   в то время как цены — пересматриваться ежегодно. 

— Страны-импортеры  российских энергоресурсов на базе согласованных на долгосрочную перспективу объемов  смогут снижать зависимость от западных стран и обеспечивать стабильное развитие своих  экономик, — заключает собеседник «Известий». 

«Известия» отправили запросы в Правительство, Минэнерго, Минфин, Минпромторг, Минэкономразвития, МИД, Минтранс, Минвостокразвития. 

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype