Консолидация коснется до 30% нефтесервисных услуг в России или более половины независимых компаний

Высокая ключевая ставка стала катализатором ранее накопленных проблем: кадрового и технического дефицита, а также жестких условий со стороны заказчиков, в виде условий постоплаты. Эксперты считают, что в конечном счете это может привести к снижению темпов технологического развития и росту цен на нефтесервисные услуги, а соответственно и себестоимости добычи нефти в России. По словам собеседников, если государству нужен собственный сервис, в стране должна быть создана комплексная государственная стратегия развития нефтегазового сервиса в России. В противном случае качественного технологического роста, основанного на отечественных компетенциях, не будет.

За что боролись

Рынок нефтесервисных услуг ждет масштабная консолидация. По словам источников, знакомых с ситуацией в настоящее время анонсирования большей части сделок следует ожидать во втором полугодии. В каждом сегменте сервиса, коих порядка 20, одна компания из топ-5 готова к обсуждению потенциальных сделок. По словам Дмитрия Касаткина, управляющего партнера Kasatkin Consulting, консолидация в том или ином виде может коснуться до 30% рынка нефтесервисных услуг или более половины независимых компаний.

«Высокие ставки стали катализатором накопленных проблем: кадрового и технического дефицита. Безусловно жесткие условия со стороны заказчиков, в виде условий постоплаты, так же в значительной степени повлияли на эту ситуацию», — отмечает собеседник.

По его словам, сама консолидация будет представлять совокупность процессов: прямых M&A, банкротств, дальнейшего выкупа активов у банков и национализации.

«На рынке произойдет укрупнение в пользу крупных частных компаний. Заказчики вынуждены будут поддержать часть поставщиков повышением цен, чтобы не сорвать производственные программы. В случае сохранения высокой ставки существуют риски, что программы могут быть нарушены в следствие ухода игроков с рынка, а это скажется на добыче. В такой ситуации уже придется вмешиваться государству, используя либо инструменты повышения управляемости рынком (создание национального нефтесервисного оператора), либо инструменты поддержки (программы субсидирования компаний)», — отмечает собеседник.

Борьба за сроки оплаты

По словам Виктора Хайкова, президента, председателя Правления Национальной Ассоциации нефтегазового сервиса, многие собственники компаний, тем более независимых, всегда готовы бы были рассмотреть продажу или вхождение крупного инвестора.


«Сейчас актуальность возрастает в связи с тем, что значительно снижается финансовая устойчивость сервисных компаний, тем более у небольших компаний», — отмечает собеседник.

По его словам, среди ключевых причин, это и высокая ключевая ставка Банка России. Во-первых, она не дает развиваться бизнесу. Во-вторых, длительные сроки оплаты (60-90 и более дней после оказания услуг) заказчиками, делает рентабельность ряда контрактов сервисных компаний близкими к нулю или отрицательными.

«Подрядчики сейчас просто не могут рефинансировать этот кассовый разрыв. Тем более для заключенных ранее долгосрочных контрактов», — говорит Хайков, отмечая, что Национальная Ассоциация нефтегазового сервиса сейчас ведет активную работу по законодательному сокращению сроков оплаты госкомпаниями.

«Не исключаю, что ряд заказчиков осознанно ведут политику по снижению финансовой устойчивости сервисных компаний, чтобы в дальнейшем получить в них контроль.
При этом, крупные заказчики нередко просто задерживают платежи сервисным компаниям и вместо этого размещают деньги на банковские депозиты, чтобы получать дополнительную прибыль. Ответственность перед подрядчиком значительно ниже чем эта прибыль. Судится по этому поводу подрядчик в условиях практической монополии нескольких заказчиков на рынке не будет, так как потеряет возможность работы с этим заказчиков в будущем.
— при этом экспортный рынок для многих российских сервисных компаний, тем более попавших под западные санкции, закрывается, что снижает возможности диверсификации и развития», — подчеркивает Виктор Хайков.

Консолидация, консолидации рознь

В целом, считает Тамара Сафонова, генеральный директора ООО «НААНС-МЕДИА», объединение сервисных компаний может носить синергетический эффект на фоне формирования совместных усилий по развитию необходимых технологий, использования научного потенциала и возможности обмена опытом, а также привлечения лицензиаров из дружественных стран.

Однако, по мнению Хайкова, результаты все же будут зависеть то того, кто будет консолидировать.

«Если заказчики, то качественного и значительного технологического роста вряд ли стоит ожидать. Если связанные с заказчиком компании, то аналогично. Если независимые игроки, то в принципе возможен рост, — полагает собеседник.

Между тем, он напоминает, что любая консолидация ведет к снижению конкуренции между игроками.

«Обычно это снижает темпы технологического развития и увеличивает цены. Но цены на услуги необходимо увеличивать в принципе. У сервисных компаний должна быть возможность инвестировать деньги в качественное развитие и создание новых технологий. Сейчас такой возможности у большинства нет», — говорит Виктор Хайков.

По его словам, государство должно определиться, нужен ему собственный нефтегазовый сервис или нет.

«Если нужен, то формировать условия, когда бизнес может активно и качественно развиваться. Это и справедливые условия по оплате, как и другие условия по договорам, и соответствующие финансовые и нефинансовые меры поддержки технологического развития компаний. Должна быть комплексная государственная стратегия развития нефтегазового сервиса в России. В противном случае качественного технологического роста, основанного на отечественных компетенциях, не будет», — заключает президента, Национальной Ассоциации нефтегазового сервиса.

В свою очередь, Валерий Андрианов, доцент Финансового университета при Правительстве РФ соглашается с коллегой.

«Безусловно, роль государства тоже очень важна. Нефсервис нуждается в поддержке, к примеру, в сфере разработки критически важных технологий. Компании отрасли заинтересованы в получении налоговых преференций и содействии со стороны ФОИВов в процессе создания российской компонентной базы», — говорит собеседник.

При этом, по его словам, консолидация не должна вести к монополизму, здесь важен разумный баланс между укреплением потенциала игроков отрасли и сохранением рыночной конкуренции.

«Наличие мощных корпораций, использующих эффект масштаба производства, но при этом находящихся в состоянии конкуренции, могло бы сдерживать рост цен на нефтесервисные услуги», — заключает Валерий Андрианов.

Автор: Ирина Кезик, руководитель проекта Tekface

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype