Минвостокразвития сдувает пыль с забытого Штокмана

Амбициозные планы наращивания перевозок грузов по Севморпути с 34 млн до 150 млн тонн к 2030 году начинают корректироваться. Как выяснил «Коммерсант», подготовленная Минвостокразвития оценка грузопотока к 2030 году предусматривает, помимо оптимистического сценария с объемами перевозок в 244 млн тонн, также базовый и консервативный.

В оптимистичном сценарии перевозки по Севморпути к 2024 году вырастут уже до 81 млн тонн, к 2030 году — до 244 млн тонн, к 2035 году — до 288 млн тонн. Здесь рост происходит за счет будущих проектов НОВАТЭКа «Арктик СПГ-1», «Арктик СПГ-3» и еще до 12,3 млн тонн СПГ с добычного проекта «Юрхаровнефтегаз», а также проектов освоения Сырадайского месторождения и Таймырского угольного бассейна АЕОН Романа Троценко. В Арктической зоне (западнее пролива Карские Ворота) грузопоток вырастет с 25 млн тонн в 2024 году до 57 млн тонн в 2030 году и 82 млн тонн в 2035 году. При этом в Арктической зоне учтен отмененный проект «Газпрома» по производству СПГ на Штокмановском месторождении в Баренцевом море: грузопоток с этого проекта предусмотрен на уровне 17 млн тонн в 2028 году и 50 млн тонн в 2035 году. В «Газпроме» это не стали комментировать, НОВАТЭК не ответил на запрос газеты.

Консервативный сценарий предполагает, что НОВАТЭК из-за санкций откажется от реализации проектов «Обский ГХК» и «Арктик СПГ-1», а ряд других проектов, в том числе «Восток Ойл», сдвинутся вправо или их мощность будет сокращена. В этом сценарии грузопоток в 2030 году составит 117 млн тонн и 131 млн тонн к 2035 году, транзитные перевозки будут достигать 38 млн тонн в год. Транзитный грузопоток по Севморпути в 2023 году может составить 4 млн тонн, в 2024 году — 7 млн тонн за счет перенаправления угольной продукции через терминал «Лавна» в Мурманской области.

Базовый сценарий, предполагает, что ключевые перспективные грузоотправители — «Восток Ойл» «Роснефти», а также проекты «Арктик СПГ-2», «Арктик СПГ-1» и «Обский СПГ» НОВАТЭКа — выполняют свои планы, а также не испытывают нехватки в ледоколах и инфраструктурных мощностях. По этой модели грузопоток по Севморпути в 2024 году составит 74 млн тонн, затем он вырастет до 224 млн тонн к 2030 году и до 230 млн тонн к 2035 году, причем до 75% грузопотока будет приходиться на нефть и СПГ.

Увеличить транзит по СМП к 2030 году, по мнению «Росатома», приведенному в проекте доклада, можно за счет двусторонних договоренностей с иностранными партнерами о поставках до 50 млн тонн грузов в Китай, 10 млн тонн — в Южную Корею, по 5 млн тонн — в Японию, Вьетнам и Индию, до 3 млн тонн — в Таиланд. Однако, эксперты считают консервативный сценарий наиболее реалистичным, указывая в том числе на задержку строительства судов ледового класса для обслуживания будущего грузопотока.

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype