Выступая на Петербургском международном экономическом форуме глава «Роснефти» представил участникам свой доклад «Содом и Гоморра на энергорынке», в котором раскритиковал западные страны, которые навязывают всему миру определенные стандарты «зеленого перехода».
«Авторы зеленого перехода, навязывающие в одностороннем порядке определенные стандарты, до сих пор не поняли, что их правила необходимо согласовывать с теми, у кого есть производственные возможности и соответствующая ресурсная база», — сказал Сечин, отметив, что к сожалению, продекларированный энергопереход не обеспечен необходимыми технологиями. «Мы сталкиваемся с тем, что «возобновляемая энергетика» по сути не является возобновляемой», — подчеркнул Сечин.
По его словам, значительная часть производства оборудования для возобновляемой энергетики размещена в Китае, который сосредоточил в своих руках полный цикл производства солнечных панелей — 79% мирового производства поликремния, 97% пластин, 85% ячеек и 75% панелей. Таким образом, республика занимает 85% долю в мировом производстве солнечных панелей, заключил Сечин.
Про Европу
По словам Игоря Сечина, европейская политика диверсификации потерпела полный крах, Европа стала полностью зависима от энергоресурсов США.
«В результате отказа от российского газа и отсутствия других источников СПГ важным последствием стала полная зависимость европейской энергетики от поставок энергоресурсов из США. По сути, европейская политика диверсификации источников поставок газа потерпела полный крах», — сказал глава «Роснефти».
Он напомнил, что до санкций Россия поставляла в Европу 160 миллиардов кубометров газа, а США нарастили поставки в 2022 году только до уровня 70 миллиардов. Вместе с тем из-за роста энергетических затрат в ЕС закрылся ряд энергоемких производств. Так, в декабре 2022 года производство химической продукции снизилось на 18%, выпуск чугуна и стали – на 17% к декабрю 2021 года.
«Снижение потребления привело к падению цены, но потребление так и не восстановилось. При этом потребление упало в первую очередь именно в промышленности. В 2023 году, несмотря на значительное падение цен на газ в Европе, спрос за январь-март в среднем был на 17% ниже среднего уровня в 2017-2022 годах», — рассказал Сечин
По его словам, производство в отраслях, выпуск в которых значительно сокращался в 2022 году, в начале 2023 года не показало значительного восстановления, при этом общий уровень выпуска в европейской промышленности в марте 2023 сократился на 3,5% к декабрю 2022 года.
«Динамика удручающая… Бегство энергоемких производств из ЕС сделает европейскую экономику еще более слабой и уязвимой», — заключил Сечин.
Про ресурсы
По словам главы «Роснефти», потенциал долгосрочного роста добычи жидких углеводородов в мире есть только у некоторых стран ОПЕК и России.
«Потенциал долгосрочного роста добычи жидких углеводородов в мире фактически имеется только у некоторых стран ОПЕК, а также у России, где ресурсная база новых проектов сопоставима с ресурсной базой всех новых регионов перспективной добычи в мире», — сказал Сечин.
Он напомнил, что рекордные запасы нефти в Венесуэле, превышающие запасы Саудовской Аравии, остаются под сильнейшим давлением США. На этом фоне американская Chevron ведет работу по получению исключений из режима санкций и возобновила импорт венесуэльской нефти только в США на американские заводы. В связи с этим, страновые риски для Венесуэлы по-прежнему очень высоки, отметил Сечин.
«В ожидании глобального дефицита и при отсутствии потенциала собственного роста добычи ExxonMobil усиливает контроль за ресурсами в соседней Гайане. В 2027 году мощности добычи нефти здесь вырастут с текущих 400 тысяч баррелей в сутки до порядка 1,2 миллиона. Однако прогнозируемый рост добычи в Гайане будет нивелирован снижением добычи в Мексике, Канаде, Норвегии и других странах», — добавил Сечин.
О дорожной карте по повышению эффективности работы российского ТЭКа
Глава «Роснефти» Игорь Сечин, завершая свой доклад на Энергетической панели в рамках ПМЭФ, представил дорожную карту по повышению эффективности российской энергетики и обеспечению промышленности и бытовых потребителей дешевой и доступной энергией.
«В завершение мы бы хотели показать нашим партнерам и коллегам наши мысли о дорожной карте, реализация которой позволила бы поднять эффективность российской энергетики, обеспечить промышленность и бытовых потребителей дешевой и доступной энергией», — сказал Сечин, подчеркнув, что это корпоративное видение и предложения носят дискуссионный характер.
«Думаю, что руководство Минэнерго и Минфина, присутствующее в зале, обратит внимание на это. А формат форума, с учетом ранее озвученной оговорки и дискуссионного характера, позволяет это сделать», — добавил он.
В частности, Сечин предложил создать международную платежно-расчетную систему, которая была бы независимой от «токсичных» валют. Также, на его взгляд, необходимо развивать системы страхования и логистики в ТЭК. Для этого понадобится не только поддержка Центрального банка, но и активное вовлечение самих участников рынка.
Глава «Роснефти» отметил, что высокая стоимость заимствований — основной тормоз промышленного развития.
«Необходимо переориентировать банковскую систему на кредитование экономики, конечно, при эффективном контроле инфляционных процессов», — сказал он.
Кроме того, Сечин полагает, что проекты в электроэнергетике, построенные с привлечением бюджетных средств, не должны быть реализованы в рамках договора предоставления мощности (ДПМ). ДПМ гарантирует инвестору, что за мощность от генерирующего объекта, построенного им по этому договору, он в течение определенного времени будет получать гарантированно повышенную плату за мощность.
Наконец, снижение налоговых поступлений в бюджет России со стороны газовой отрасли не должно влиять на нефтяные компании, заявил Сечин. Ответом же на закрытие рынка Евросоюза для российского газа должно стать развитие внутреннего рынка, в том числе газификации.