2021 год сложно назвать благоприятным для российского топливного рынка в целом и для отдельных регионов в частности. Так, в начале февраля на Дальнем Востоке, где цены на бензин и «дизель» традиционно выше, чем в среднем по России, произошел кризис, связанный с нехваткой топлива. В результате спекулянты в Хабаровске начали продавать бензин по ценам в 80-125 рублей за литр, СМИ сообщали, что перед заправками выстраивались очереди из автомобилей, причем наиболее предприимчивые граждане даже торговали местами в этих очередях. Так, по данным РИА Новости, в сети были размещены объявления о продаже такого места за 1 тыс. рублей.
Кризис был связан в первую очередь с тем, что в январе Хабаровский нефтеперерабатывающий завод из-за проблемы с компрессорным оборудованием прекратил выпуск бензина, что привело к нехватке примерно 2 тыс. тонн топлива в сутки. Однако уже 8 февраля министр промышленности и торговли Приморского края заявил, что дефицит Аи-92 в регионе устранен, хотя на тот момент еще сохранялся риск нехватки Аи-95, дополнительные объемы которого должны были начать поступать в регион лишь через несколько дней. Тогда же сообщалось и стабилизации ситуации в Хабаровском крае.
Но на этом топливный проблемы-2021 не закончились. Цены продолжали постепенно расти, однако серьезных кризисов не было до второй половины года, когда резко взлетели биржевые цены на дизельное топливо. Особенно заметно росла стоимость зимнего «дизеля», установившая целый ряд рекордов. Последний (перед сдачей материала 27 декабря) был зафиксирован на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 22 декабря, тогда стоимость тонны дизельного топлива зимних сортов по территориальному индексу Европейской части России выросла до 63810 рублей (+1,14% к предыдущему торговому дню). Для сравнения, по данным компании Refinitiv, еженедельно мониторящий топливные цены, в начале 2021 г. средние по РФ биржевые цены на «зимний» дизель составляли 49592 рубля за тонну.
В целом, по данным Refinitiv, по итогам недели, завершившейся 24 декабря, бензин Аи-92 в среднем по России стоил на АЗС 47,37 рубля за литр (+8,2% с начала 2021 года), в опте – 49266 руб. за тонну (-3,2%), на бирже – 48966 руб. за тонну (-4%). Стоимость Аи-92 в рознице составляла 51,03 рубля за литр (+7,9%), в оптовой торговле – 51963 руб. за тонну (+0,7%), на бирже – 51514 руб. за тонну (-0,2%). Зимний «дизель» стоил на заправках 54,01 рубля за литр (+10,2% с начала года), в опте – 66777 руб. за тонну (+34,9%), на бирже – 67047 руб. за тонну (+35,2%).
На протяжении всего года власти неоднократно заявляли, что рост розничных цен на бензин и ДТ не првысит темпов инфляции. Изначально инфляция планировалась на уровне 4%, однако в середине декабря глава Минфина РФ Антон Силуанов признал, что она превысила прогнозы и по итогам года составит 8%. К таргету в 4%, по словам министра, она должна вернуться лишь к концу 2022 году.
Эксперты топливного рынка неоднократно предупреждали о риске дефицита дизельного топлива зимой 2021-2022 гг. и призывали увеличить нормативы по биржевым торгам, а также скорректировать действующий в топливном секторе демпфирующий механизм. В ноябре прошло посвященное ситуации на топливном рынке совещание у вице-премьера РФ Александра Новака. По итогам совещания профильные ведомства подготовили и
представили главе российского правительства Михаилу Мишустину, доклад, в котором говорилось, что именно корректировка демпефера станет главной мерой по сдерживанию топливных цен в 2022 году. При этом в том же докладе говорилось, что в связи со снижением экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты в рамках налогового маневра, а также из-за повышения акцизов на бензин и ДТ (в 2022 г. они будут проиндексированы на 4%) существует риск одномоментного роста топливных цен на 2 рубля за литр, чего допустить нельзя.
Помимо корректировки демпфера в следующем году должны быть приняты следующие меры для улучшения положения независимых АЗС и, соответственно, сдерживания цен: субсидирование железнодорожных перевозок нефтепродуктов на Дальний Восток, снижение стоимости эквайринга на заправках, отмена запрета на продажу слабоалкогольной продукции на АЗС, увеличение биржевых продаж топлива и рост его производства на НПЗ.
