Азия: движение вверх

Пандемия коронавируса, накрывшая мир в 2020 году, привела к резкому снижению потребления углеводородного сырья в связи с введенными локдаунами и, соответственно, к обвалу котировок «черного золота» и «голубого топлива». Казалось, углеводородный рынок вступает в новую ценовую реальность и уже никогда не будет прежним. Однако в 2021 году, по мере восстановления экономики в ряде регионов мира, в первую очередь в Азии, цены на энергетическое сырье вновь уверенно пошли вверх. В то время как цены на газ ставят все новые и новые исторические рекорды, нефтяные котировки стабильно обновляют многолетние максимумы и обещают в обозримой перспективе оказаться на таких уровнях, о которых еще недавно не приходилось и мечтать.

Согласно декабрьскому прогнозу Азиатского банка развития, темпы роста ВВП в странах Азии с развивающейся экономикой в 2021 году достигнут 7%, а в 2022 году – 5,3%. Драйвером роста остается КНР. В первом квартале уходящего года ВВП Китая увеличился на рекордные 18,3% в годовом выражении, во втором квартале – на 7,9%, и только в третьем квартале произошло снижение динамики до 4,9%.

Такой бурный рост конечно же требует все новых и новых объемов энергоресурсов. Так, по подсчетам МЭА, спрос на уголь в Поднебесной вырос с 3,97 млрд тонн в 2020 году до 4,13 млрд тонн в уходящем году. Импорт газа с января по октябрь увеличился на 22,3% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и достиг 99,074 млн тонн. Правда, спрос на нефть со стороны КНР в 2021 году оставался умеренным. По данным китайской таможни, с января по октябрь импорт нефти в страну составил 425,06 млн тонн, или 10,21 млн барр/сут., что на 7,2% меньше аналогичного показателя 2020 года. Аналитики объясняют это тем, что страна сейчас использует запасы, накопленные в период низких цен на нефть.

Зато драйвером роста спроса на нефть становится Индия, по динамике развития экономики даже опережающая Китай. По оценкам ОЭСР, индийский ВВП за финансовый год, начавшийся 1 апреля 2021 года, увеличится на 12,6%. Тем самым Индия станет единственной крупной экономикой, которая за год вырастет на двузначный показатель. Соответственно, ей требуется все больше и больше энергоресурсов. За первые девять месяцев 2021 года Индия нарастила морской импорт нефти на 3%, до 148,4 млн тонн.

Подъем экономики наблюдается также в Европе и США. Так, согласно осеннему прогнозу Европейской комиссии, внутренний валовый продукт еврозоны в 2021 год вырастет на 5%, в 2022 году – на 4,3%. При этом во II-м квартале уходящего года данный показатель увеличился почти на 14% в пересчете на годовые темпы, что является историческим рекордом. Экономика США во II-м квартале выросла на 6,7%, однако в III-м квартале ее динамика замедлилась до 2%.

Данные тенденции стали благоприятной почвой для роста нефтяных котировок. На протяжении второй половины уходящего года цены на «черное золото» неоднократно решительно преодолевали отметку в $75 за баррель.

По оценкам МВФ, средняя цена на нефть в 2021 году составит $65,68 за баррель. Это на 59% выше, чем в прошлом году ($41,29 за баррель). Но при этом МВФ ожидает снижения средних котировок до $64,52 за баррель в 2022 году и до $56,3 в 2026 году.

Что касается более отдаленной перспективы, то здесь прогнозы, как обычно, варьируются в очень широких пределах. Так, разработанный МЭА сценарий Stated Policies Scenario (STEPS) предполагает, что правительства ведущих государств не смогут достичь всех поставленных целей по сокращению выбросов и при этом цена на нефть достигнет $77/барр к 2030 году и $88/барр к 2050 году. Хотя сценарий Net Zero Emissions (NZE), при котором мировой энергетический сектор сократит выбросы углеводородов до нуля к 2050 году, допускает падение цен до $36/барр уже к 2030 году.

В свою очередь, ЛУКОЙЛ представил в декабре доклад «Основные тенденции развития мирового рынка жидких углеводородов до 2035 года», в котором выделил три ценовых сценария развития рынка нефти на ближайшие 25 лет. В частности, в сценарии «Равные возможности» предусматривается рост стоимости нефти в период с 2025 по 2035 годы до $90 за баррель в постоянных ценах.

При этом многие эксперты отмечают, что повышение нефтяных котировок может стать результатом не только и не столько сохранения или даже частичного роста спроса, сколько сокращения предложения. Сегодня проводимая ведущими индустриальными странами политика декарбонизации (порой, чересчур агрессивная) заставляет международные нефтегазовые компании сокращать капиталовложения в подготовку новых запасов и в добычу нефти и газа, перенаправляя средства в возобновляемую энергетику. В результате производство углеводородного сырья может падать более быстрыми темпами, чем сокращается спрос на него. Свой негативный вклад в формирование предложения вносят и санкции, вводимые западным миром против ряда нефтедобывающих стран. Тем временем динамика развития новых возобновляемых источников энергии может оказаться недостаточной для удовлетворения глобальных энергетических аппетитов, что в итоге приведет к мировому энергетическому кризису и к взлету цен на «черное золото» и голубое топливо» до астрономических высот.

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype