МЭА: страны «Большой семерки» должны стать лидерами энергоперехода

Согласно новому исследованию Международного энергетического агентства, страны-члены «Большой семерки» имеют все возможности для полной декарбонизации своего электроснабжения к 2035 году, что ускорит технологический прогресс и позволит обеспечить нулевые выбросы СО2 к 2050 году. Доклад был подготовлен по инициативе Великобритании, которая в этом году председательствует в G7.

В докладе подчеркивается, что страны-члены G7 могут сыграть роль первопроходцев, инициирующих инновации и снижающих стоимость технологий для других стран, сохраняя при этом безопасность электроснабжения и ставя простых людей в центр энергетических преобразований.

Новый отчет основан на дорожной карте МЭА по достижению нулевых выбросов к 2050 году. Он предназначен для информирования участников конференции COP26 по изменению климата, которая состоится в ноябре в Глазго.

В настоящее время на страны-члены G7 приходится почти 40% глобальной экономики, 36% мировых мощностей по производству электроэнергии, 30% мирового спроса на энергию и 25% выбросов углекислого газа, связанных с энергетикой. При этом на сектор электроэнергетики в странах «Большой семерки» ныне приходится одна треть выбросов, связанных с энергетикой. Данный показатель достигал своего пика – две пятых – в 2007 году.

В 2020 году природный газ и ВИЭ стали основными источниками генерации электроэнергии в странах G7. Каждый из этих источников обеспечивал около 30% от общего объема генерации, при этом на долю ядерной энергии и угля приходилось по 20%.

Как отмечается в докладе, достижение нулевого уровня выбросов в секторе электроэнергетики потребует поэтапного отказа от угля при одновременном расширении использования источников с низким уровнем выбросов, включая ВИЭ, атомную энергию, водород и аммиак. В соответствии с планом МЭА, к 2030 году возобновляемые источники энергии должны обеспечить 60% поставок электроэнергии в странах G7, в то время как нынешняя политика предусматривает выход на уровень лишь в 48%.

По мнению экспертов МЭА, у государств G7 есть возможность продемонстрировать, что системы электроснабжения, на 100% использующие возобновляемые источники энергии, могут быть безопасными и надежными в определенные периоды года и в определенных регионах. В то же время растущая зависимость от ВИЭ требует, чтобы G7 возглавила поиск решений по обеспечению безопасности электроэнергетики. В частности, необходимо развивать системы хранение электроэнергии, повышать гибкость и надежность работы энергосетей.

Согласно подсчетам МЭА, к 2050 году внедрение инноваций обеспечит сокращение выбросов в секторе электроэнергетики в странах G7 на 30%. При этом лишь около 15% данного сокращения произойдет благодаря уже имеющимся технологиям в сфере гидроэнергетики и атомной энергии. Около 55% придется на технологии, которые либо все еще имеют огромные возможности для дальнейшего развития (в частности, наземные ветровые и солнечные фотоэлектрические установки), либо находятся на ранней стадии внедрения (тепловые насосы и аккумуляторные батареи). Технологии, которые все еще находятся в стадии разработки – такие как плавучие морские ветровые установки, улавливание углерода и водородные технологии – обеспечат остальные 30%.

В новом отчете подчеркивается, что люди должны находиться в центре процесса перехода на экологически чистую электроэнергию. Декарбонизация электроэнергетики может создать до 2,6 млн рабочих мест в странах G7 в течение следующего десятилетия. Но при этом на электростанциях, работающих на ископаемом топливе, может быть потеряно до 300 тыс. рабочих мест, что способно привести к негативным последствиям в ряде регионов.

Расходы домашних хозяйств на энергию, по мнению экспертов МЭА, должны сократиться к 2050 году. На фоне роста затрат на покупку электроэнергии сократятся расходы на приобретение угля, природного газа и нефтепродуктов. «Правительства должны способствовать повышению эффективности и структурировать тарифы на электроэнергию для потребителей и предприятий таким образом, чтобы все домохозяйства могли воспользоваться этой экономией средств», – отвечают эксперты МЭА.

«Члены G7 располагают финансовыми и технологическими средствами для доведения выбросов в секторе электроэнергетики до нулевого уровня в 2030-х годах, и это создаст многочисленные дополнительные преимущества для перехода других стран на экологически чистую энергию и придаст импульс глобальным усилиям по достижению нулевого уровня выбросов к 2050 году, – отмечает исполнительный директор МЭА Фатих Бироль. – Лидерство G7 в этом важнейшем начинании продемонстрировало бы, что переход к электроэнергетике с нулевыми выбросами является как выполнимым, так и выгодным решением, а также стимулировало бы новые инновации, которые могут принести пользу предприятиям и потребителям».

«Наш путь к климатической нейтральности амбициозен, но необходим. Нам нужно действовать сообща… Решения очевидны – это отказ от производства электроэнергии на основе угля в Германии и других странах. Отчет МЭА показывает, как G7 может сыграть свою новаторскую роль в этом отношении. Данный вопрос будет оставаться актуальным во время председательства Германии в G7 в 2022 году», – заявил Петер Альтмайер, федеральный министр экономики и энергетики ФРГ.

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype