Сдует ли дешевый ветер традиционную энергетику?

Сенсационными результатами завершился ежегодный отбор инвестиционных проектов в рамках программы поддержки возобновляемой энергетики. Речь идет о «зеленых» мощностях, пуск которых в эксплуатацию должен быть осуществлен в 2023-2028 годах. Итоги отбора, подведенные Администратором торговой системы (АТС), показали, что заявленная инвесторами цена на электроэнергию по отдельным «ветряным» проектам оказалась на уровне 2 тыс. рублей за 1 МВт*ч. Таким образом, ветрогенерация стала одним из самых дешевых в стране источников электроэнергии.

Солнце, ветер и вода

Объем генерации в 1851,2 МВт был разыгран между двумя компаниями: ООО «Ветропарки ФРВ» (создан на паритетной основе ПАО «Фортум» и Группой «РОСНАНО») и АО «ВетроОГК-2» (входит в контур управления АО «НоваВинд»).
Несмотря на то, что объем инвестиционной поддержки разделен примерно в равной степени между ООО «Ветропарки ФРВ» и АО «ВетроОГК-2», объем отобранных проектов, исходя их предложенной цены, распределился следующим образом:  ООО «Ветропарки ФРВ» введет 1390, 5 МВт,  АО «ВетроОГК-2» – 460,7 МВт.
В сфере солнечной энергетики заявленная стоимость электроэнергии также существенно снизилась и составила от 4,3 до 6,4 тыс. рублей за 1 МВт*ч, вплотную приблизившись к мировым показателям. В солнечной генерации отобранный объем в 774,939 МВт оказался распределен между ООО «Юнигрин Пауэр», ООО «Новая энергия» и ООО «Солар Ритейл».

В гидроэнергетике объем генерации в рамках отбора составил 96 МВт. Все три малых ГЭС будут построены на Северном Кавказе: Верхнебаксанская в Кабардино-Балкарии, Нихалойская в Чеченской республике и Могохская в Дагестане. Проекты будет реализовывать ПАО «РусГидро» (см.рис.1).

Рис. 1.

Мишустин спас ВИЭ

Итоги отбора в ходе пресс-конференции прокомментировали специальный представитель Президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс и директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) Алексей Жихарев.
Как отметил А.Чубайс, результаты отбора действительно можно назвать прорывными и беспрецедентными. Так, «цена по ветру» по отношению к предшествующим годам снизилась в два раза, по солнцу – в три раза. «Иными словами, почти произошло то, ради чего создавалась вся российская возобновляемая энергетика. Есть такая категория «сетевой  паритет». Суть этой категории состоит в том, что в этот момент цена возобновляемой электроэнергии опускается до уровня цены обычной электроэнергии. Мы рассчитывали, что в России это должно произойти к концу 2020-х годов, но… это почти произошло уже сейчас. Мы чуть-чуть не догнали уровень сетевого паритета, но вплотную приблизились к нему, особенно по ветру. Если сопоставить внутрироссийские цены с мировыми, то мы увидим, что к тому же мы еще приблизились к лучшим мировым параметрам по цене ветра. Хотя по солнцу пока еще отстаем – это естественно, Россия все-таки не самая солнечная страна…», – отметил представитель Президента.

По мнению А.Чубайса, причина такого успеха заключается в том, что в нынешнем году правила отбора проектов были существенно обновлены. Процедура была построена таким образом, что разыгрывался объем самих договоров, выраженный в деньгах, а не мощность. В результате на тот же самый объем денег победители отбора смогут построить гораздо больше мощностей, чем предполагалось (см. рис 2 и рис. 3). В частности, по ветру будет построено почти 2 тыс. мегаватт, а по солнцу – более 500 мегаватт. Таких больших показателей, по словам Чубайса, никто не ожидал.

Рис. 2.

Рис. 3

Он также отметил, что споры об условиях отбора продолжались более полутора лет и сопровождались большим накалом страстей. В дискуссию были вовлечены представители Минэкономразвития, Минпрома, Минэнерго, Минфина, три вице-премьера, первый вице-премьер. При этом «достаточно авторитетные люди» предлагали сократить объем программы вдвое, что, по мнению Чубайса, попросту убило бы российскую возобновляемую энергетику. И не допустить этого удалось только благодаря прямому вмешательству премьера. «Исключительно благодаря позиции М.В. Мишустина была поставлена компромиссная точка, которая и позволила добиться того, чего мы сейчас добились», – сообщил А.Чубайс.

По его словам, полученные цены – это прямой результат реальной жесткой рыночной конкуренции «без всяких сговоров, обходов и нечестностей». На старте отбора в нем участвовало большое количество крупных компаний, в финале на каждом из рынков (солнечной и ветровой энергетики) осталось всего по два-три игрока, но и этого оказалось достаточно, чтобы сохранить конкуренцию. «Я рад тому, что конкурентный рынок, который был построен в результате реформы электроэнергетики, сегодня, через десятилетие, дает еще одну волну результатов», – заявил Чубайс.

Кого сдует ветер?

Как же эта сенсация отразится в целом на отечественном ТЭК? По мнению представителя Президента, после такого снижения цен на альтернативную энергетику создание новой угольной генерации становится просто бессмысленным – ВИЭ теперь гораздо дешевле (см. рис. 4). А если учесть, что Россия занимает первое место в мире по потенциалу ветроэнергетики, углю придется совсем нелегко.

Но стоит бояться и газовикам. По оценкам Чубайса, возобновляемая энергетика стала выгоднее и по сравнению с классическим паросиловым циклом. И фактически остался только один-единственный вид генерации, по которому ВИЭ все еще проигрывают – парогазовый цикл (см. рис. 5). Впрочем, как отмечает представитель Президента, сегодня необходимо не строить новых парогазовые станций, а реализовывать масштабную программу модернизации все еще остающихся отсталых паросиловых станций, переводя их на парогазовый цикл. И если раньше о перспективах различных видов генерации можно было рассуждать только на теоретическом уровне, то сейчас эти перспективы получили подтверждение в виде конкретных цифр в результате конкурентного отбора проектов ВИЭ.

Следовательно, необходимо переосмыслить стратегии развития отечественного ТЭК, вплоть до Энергетической стратегии России.

Рис. 4.

Рис. 5

Причем, как особо подчеркнул Чубайс, выводы о высокой перспективности ВИЭ теперь строятся на чистой бизнес-практике, даже без учета климатической повестки и необходимости сокращения выбросов СО2. А ведь энергопереход – вещь необратимая, и это еще один более чем весомый аргумент в пользу «альтернативы».

Наконец, проведенный отбор проектов предполагал жесткие требования по локализации производства оборудования. По солнцу уровень локализации составляет 85%, по ветру – 80%. Это позволит создать мощный кластер, объединяющий генерацию на основе солнца и ветра, выпуск соответствующего российского оборудования, науку и образование.

Разрушители мифов

В свою очередь, директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики Алексей Жихарев признался, что, несмотря на свой более чем 10-летний опыт работы в сфере ВИЭ, он не ожидал подобных результатов отбора. «Я ошибся примерно на 20% в части прогноза средних цен на солнечную и ветровую генерацию и на 50% в части минимальных цен, которые были заявлены. И это по-настоящему революция. Мы долго слушали – и в экспертных кругах, и в органах власти – мнения о том, что возобновляемая энергетика – это не путь для России, учитывая наше богатство углеводородами и дороговизну этого типа генерации. Теперь этот миф развенчан окончательно. Раньше мы показывали только прогнозы, экспертные оценки за пределами 2025 года, а сейчас это уже свершившийся факт. И поэтому сейчас надо серьезно пересматривать подход к планированию развития энергосистемы с учетом реальных стоимостей, которые мы видим в технологиях возобновляемой энергетики», – полагает А.Жихарев.

Он обращает внимание на то, что самые дешевые проекты в области ветроэнергетики уже даже дешевле парогазового цикла. И, согласно прогнозам, если солнечная энергетика продолжит тренд по снижению цены, то и она сравняется по цене с ПГУ к 2027-2028 годам (ранее предполагалось, что это произойдет только за пределами 2030 года). «Российская возобновляемая энергетика, несмотря на свои малые объемы, по сравнению с мировыми, догнала мировые показатели и имеет все шансы развиваться дальше такими же серьезными темпами», – резюмирует глава АРВЭ.

Результаты конкурсного отбора могут серьезно повлиять и на перспективы водородной энергетики. Как напомнил А.Жихарев, сейчас в различных правительственных рабочих группах формируются программы развития данной новой отрасли. При этом «зеленый» водород (произведенный на основе ВИЭ) ранее был оттеснен на второй план, а акцент делали (по крайней мере, на первом этапе развития водородной энергетики) на «голубой» водород, то есть полученный из природного газа. Аксиомой считалось, что «зеленый» водород останется гораздо дороже «голубого» как минимум до 2030 года. Теперь же, когда цены на газ перевалили за $900 за 1 тыс. м3, а цены на ветрогенерацию существенно упали, «зеленый» водород стал дешевле «голубого». «Это факт, который необходимо учитывать при планировании развития энергосистемы. И я уверен, что в ближайшее время и на уровне Правительства, и на уровне Минэнерго подходы к формированию нашей энергосистемы будут пересмотрены и возобновляемая энергетика будет играть в нем более серьезную роль, чем сейчас с текущим 1% от потребления», – резюмирует А.Жихарев.

Валерий Андрианов

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype