Страны Евросоюза одобрили 18-й пакет санкций против России. Что касается отечественного ТЭКа, то под новые ограничения попадут газопроводы «Северный поток» и индийская компания Nayara Energy Limited. Кроме того, в «черный список» будут внесены танкеры, которые Брюссель считает частью так называемого «теневого» флота России, а также нас ждет новый потолок цен на российскую нефть.
Замглавы Еврокомиссии Кая Каллас не уточнила параметры нового потолка, но по информации дипломатических источников Reuters, он будет снижен примерно до $47,6 за баррель. Напомним, что ранее западные информационные агентства сообщали, что дисконт на российскую нефть составит 15% от рыночной цены, позже информация сменилась и сообщалось о дисконте в $15 за баррель. На момент написания статьи подробных документов опубликовано не было.
По мнению отраслевых экспертов, 18-й пакет санкций ЕС против России в части ТЭК действительно заметен по масштабу, но его эффективность будет ограничена рядом факторов.
По словам управляющего партнера Kasatkin Consulting Дмитрия Касаткина, санкции на 105 танкеров теневого флота — это продолжение предыдущих ограничений (189 танкеров в 17-м пакете).
«Цель — усложнить логистику поставок российской нефти в обход потолка цен. Но реальная эффективность зависит не от численности судов в списке, а от способности ЕС и стран G7 контролировать страхование, обслуживание и загрузку этих судов. На практике «теневой флот» структурирован через третьи юрисдикции, и его высокая избыточность снижает уязвимость. Даже если часть флота выпадет, Россия найдет замену — при росте ставок и удорожании логистики», – отмечает Дмитрий Касаткин.
По его словам, решение о снижении потолка цен до ~$47,6 — важный сигнал. Это усилит дисконт Urals к Brent, особенно в случае роста глобальных цен.
«Однако эффективность потолка зависит от соблюдения: в реальности Россия и ее покупатели давно ушли в внебиржевой трейдинг с расчетами вне зоны доллара и SWIFT, и ряд сделок проходит выше потолка. США и G7 пока не согласовали новый потолок, и Минфин США, по состоянию на конец июня, не одобрил снижение ниже $60. Без координации с Вашингтоном потолок в $47,6 останется рекомендательной позицией ЕС, не обладающей полной юридической силой на глобальном уровне», – отмечает собеседник.
Санкции в отношении индийской компании Nayara Energy Limited (49, 13% в которой принадлежит «Роснефти»), которая владеет НПЗ — потенциально рискованный шаг, полагают отраслевые эксперты.
Управляющий партнер компании «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева напоминает, что а настоящее время Россия экспортирует порядка 4 млн баррелей в сутки, при том, что Китай и Индия практически делят эти объемы пополам.
«Не исключу, что от Дели рано или поздно последует реакция. Даже, если мы не увидим ее на дипломатическом уровне, есровейские потребители почувствуют это на себе. Ценники стелах АЗС явно отреагируют на эти ограничения, так как Индия является одним из крупнейших поставщиков топлива в Европу», – отмечает Екатерина Косарева.
По мнению Дмитрия Касаткина, в Индия будет отстаивать свой нейтралитет, но давление ЕС на НПЗ — это попытка ограничить переработку российской нефти в продукцию, идущую затем в третьи страны, в том числе в Европу через блендинг.
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков называет 18-ый пакет «скорее самым распиариенным».
«Смотрите, что в нем. Санкции в отношении «Северных потоков», которые и так не работают. Главной информационной «фишкой» стал новый потолок цен на нефть, хотя изначально европейцы хотели записать в этот дорожную карту по отмене закупок российского газа. Но так как от этих ограничений могут пострадать та же Бельгия и Франция, от этих ограничений отказались. А новый потолок цен по сути ничего не меняет», – отмечает собеседник.
С коллегой соглашается генеральный директор Open Oil Market Сергей Терешкин. Он отмечает, что последние месяцы отчетливо показали, что нефтяной потолок соблюдается только в том случае, если снижаются цены Brent.
«Средняя цена Urals опустилась ниже $60 за баррель только после того, как рынок стал «отыгрывать» риски торможения мировой экономики из-за торговых войн. Соответственно, чтобы цена Urals опустилась ниже $50 за баррель, цена Brent должна опуститься ниже $60 за баррель, а для этого нет реальных предпосылок: в ближайшие месяцы Brent будет балансировать вблизи $65 за баррель», – напоминает эксперт.
При этом, по его словам, запрет на импорт бензина, дизеля и прочих нефтепродуктов из стран, перерабатывающих российскую нефть, будет сложно отслеживать: у ЕС для этого просто нет технических ресурсов.
«То же самое касается и теневого флота: ограничения для танкеров, перевозящих российскую нефть, не повлияли всерьез ни на объемы перевозок нефти, ни на дисконт Urals к Brent. Поэтому 18й пакет санкций не станет чересчур болезненным для российского ТЭК», – заключает эксперт.
СПРАВКА:
Текущий «потолок» цен на нефть действует с декабря 2022 года. В феврале 2023-го был введен потолок цен в $100 за баррель на «светлые» нефтепродукты (дизельное топливо, бензин) и в $45 за баррель на «темные» (мазут).
Предполагалось, что функционирование механизма будет оцениваться каждые два месяца, исходя их ситуации на рынке, а потолок будет устанавливаться из расчета –5% от средней рыночной цены на российскую нефть и нефтепродукты, рассчитанной на основании данных Международного энергетического агентства. Кроме того, после каждого изменения предельной цены должен был действовать переходный период сроком на 90 дней до его вступления в силу. Однако ограничения, установленные в конце 2022-го и начале 2023 года, не менялись с момента их введения. И это несмотря на то, что по подсчетам ИнфоТЭК, уже к концу 2023 года в рамках потолка перевозилось не более 30% российской нефти.