Ближневосточный конфликт может повысить цены на нефть свыше $100 за баррель

Ирано-израильский конфликт подтолкнул вверх нефтяные котировки. Утром 13 июня, стоимость  августовских фьючерсов на нефть Brent на лондонской бирже ICE Futures взлетела более, чем на 13% и торговалась выше $78 за баррель, превысив эту отметку впервые  с конца января 2025 года. К закрытию пятничных торгов цена опустилась до $74,54 за тот же объем, так как к тому времени Иран еще не начал ответные действия против Израиля. 

Однако они не заставили себя долго ждать и уже на следующий день, мировые СМИ со ссылками на мнения различных экспертов стали публиковать прогнозы роста цен выше $100 за «бочку», а  министр иностранных дел, заместитель премьер-министра Ирака Фуад Хусейн и вовсе заявил, что «дальнейшее обострение ситуации на Ближнем Востоке, вызванное противостоянием Ирана и Израиля, может вызвать рост цен на нефть до $200-300 за баррель». 

По словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, все, что в настоящее время толкает цены вверх, это только ожидания. 

«Физически нефти в настоящее время на рынке достаточно. Рынок опасается, что что-то произойдет с иранской добычей и ее экспортом. Это пока Израиль бьет по ядерным и военным объектам, потом начнет бить по энергетическим, чтобы сократить доходы Тегерана, не позволить ему быстро восстановиться и продолжить реализовывать свою ядерную программу», — отмечает собеседник. 

По прогнозу Международного валютного фонда (МВФ), в 2025 году добыча нефти в Иране составит в среднем 3,1 млн баррелей в день. Однако в конце прошлого года министр нефти Ирана Мохсен Пакнежад заявлял, что страна планирует в этом году увеличить добычу нефти до 3,85 млн баррелей в сутки. Напомним, что по данным Международного энергетического агентства (МЭА)  в 2025 году мировой спрос составляет 103,5 млн баррелей в день. 

«Если израильские атаки уберут с рынка всю добычу и экспорт иранской нефти, при условии, что ОПЕК+ не будет вмешиваться в ситуацию, то тогда цены на нефть действительно могут взлететь до $90-100 за баррель», — отмечает Юшков. 

Собеседник отмечает, что при уходе иранской нефти с рынка, в выигрыше окажется отечественный нефтяной экспорт в Китай. Так как и Россия, и Иран продавали нефть в Китай со скидками. А выпадающие объемы Поднебесная как раз  будет докупать у нас. К тому же за нашу нефть возрастет конкуренция между Индией и Китаем. 

В свою очередь управляющий партнер компании «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева, отмечает, что у членов ОПЕК+ в частности Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты действительно могут быстро увеличить добычу на 3-3,5 млн баррелей в день.  

«Тут вопрос пойдут ли они на это. С одной стороны, нефтяной мир долго жил в условиях низких цен на нефть. С другой, саудиты в последнее время намеренно увеличивали добычу, чтобы нарастить долю рынка. Серьезным испытанием для мирового рынка может стать закрытие Ормузского пролива, через которых проходит порядка 18-20 млн баррелей в сутки, что составляет около 20% мирового потребления. Нефть идет из Саудовской Аравии, Ирака, ОАЭ, Кувейта и значительную часть иранского экспорта. Блокировка немедленно выведет с рынка огромные объемы нефти», — отмечает Екатерина Косарева.

Напомним, член комитета иранского парламента по национальной безопасности и внешней политике Эсмаил Косари заявил 14 июня, что Тегеран рассматривает вариант закрытия Ормузского пролива. По данным New Farsi, в таком случае цены на нефть могут вырасти до $250 за баррель. 

Российские эксперты не спешат давать такие прогнозы. Екатерина Косарева отмечает, что все будет зависеть от продолжительности перекрытия канала. Она напоминает, что весной 2021 года из-за того, что  контейнеровоз «Ever Given» перегородил Суэцкий канал на шесть дней, через который проходит порядка 7-10% мирового потребления нефти, цены на нефть выросли на 5%. 

«Не думаю, что цены могут подняться выше $150 за баррель. Исторический максимум был зафиксирован в 2008 году. Тогда на фоне обострения ирано-израильского они превысили $140 за баррель», — говорит Екатерина Косарева.

Игорь Юшков в свою очередь отмечает, что в случае затяжного перекрытия пролива в урегулирование конфликта втянется большее количество стран, потому как ни США, ни Европа не заинтересованы в высоких ценах не нефть.

Кроме прочего, по мнению Екатерины Косареврой, в ближайшее время поддержку ценам будет оказывать информация о последствиях крупного пожара на НПЗ Marathon Oil в Техасе, который загорелся в эти выходные. Он является третьим по размеру заводом в стране, его мощность составляет почти 600 тысяч баррелей в сутки. Его продукция, в том числе ориентирована, на международные рынки.

«Безусловно, рынок будет следить за ситуацией на Ближнем Востоке, однако пожар на заводе в Техсае также окажет поддержку ценам. Все будет зависеть о того, что насколько серьезно был поврежден завод и потребуется ли его остановка», — отмечает собеседница. По ее мнению в ближайшее время ждать цен на нефть ниже $70-75 за баррель не стоит. 

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype