Биржевая стоимость АИ-92 с мая по июнь выросла на 4,5%, в то время как стоимость дизельного топлива сократилась за этот же период на 3,48%. Разнонаправленную динамику эксперты, опрошенные «Известиями», объясняют снижением производства этого бензина и ростом числа автомобилей китайского производства. Цены на дизельное топливо снижаются на фоне уменьшения бизнес перевозок, что свидетельствует о замедлении экономики. В целом внутренний рынок полностью обеспечен автомобильным горючим, считают регуляторы. Однако эксперты не исключают медленного роста стоимости в летний период, так как розничные цены не дотягивают до минимально экономически обоснованных 1,5 — 2 рублей за литр.
Разнонаправленное движение
Биржевые цены на бензин марки АИ-92 за последний месяц выросли на 4,5% — с 56 174 до 58 739 рублей за 1 т. АИ-95 за этот же период вырос на 0,84% с 61 364 рублей до 61 881 рубля за 1 т. В тоже время цена на летнее дизельное топливо (ДТ) снизилась на 3,43% — с 60 184 до 58 118 рублей за 1 т. Об этом свидетельствую данные Петербургской биржи и расчеты «Известий».
В розничном сегменте цены продемонстрировали более сдержанную динамику. По данным Росстата на 28 апреля, средняя цена бензина АИ-92 в России составляла 56,46 рублей за литр, на АИ-95 — 61,68 рубля, ДТ — 71,25 рубля за литр. К 2 июня рост составил 0,4%, 0,4% и 0,19% соответственно.
По словам заместителя председателя комитета Государственной думы по энергетике Юрия Станкевича, ситуация на топливном рынке свидетельствует о снижении розничных продаж.
— По разным оценкам, в апреле — мае 2025 года такое снижение составило, в зависимости от региона, до 5% к показателям прошлого года. Не произошло традиционного всплеска потребления на майские праздники. Сокращение объёма пролива фиксируют и ВИНК, и независимые АЗС. Одновременно сохраняется жёсткий контроль за розничными ценами со стороны государства, — отмечает собеседник.
По его словам, среди всех товаров повседневной корзины бензин и дизель подвержены наименьшей волатильности.
— Объяснение этому на поверхности: много лет правительство России доводит до нефтяных компаний директиву о недопустимости роста цен в рознице выше официального уровня инфляции. И это правило выполняется, несмотря на то, что компании порою вынуждены работать себе в убыток. Особенно это касается независимых АЗС, которые не входят в систему вертикально-интегрированных нефтяных компаний, — отмечает Юрий Станкевич.
По данным Росстата, инфляция в России с 27 мая по 2 июня 2025 года составила 0,05% после 0,06% с 20 по 26 мая, 0,07% с 13 по 19 мая, 0,06% с 6 по 12 мая и 0,03% с 29 апреля по 5 мая.
Период премиальности
На внутреннем рынке сегодня отмечается явный рассинхрон в динамике цен на разные виды моторного топлива, что связано с рядом причин. По мнению экспертов, снижение продаж дизельного топлива связано с замедлением экономики.
Заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев напоминает, что дизельное топливо остается больше коммерческим, нежели потребительским.
— Это рынок BtB, нежели BtC. И, учитывая то, что ключевая ставка ЦБ делает практически невозможным получение кредитов для бизнеса, экономика тормозится и в первую очередь это сказывается на перевозках. Поэтому снижение потребления дизеля — явный показатель того, что экономика замедляется, — отмечает эксперт.
В конце октября 2024 года Центральный банк России повысил ключевую ставку до 21%. 6 июня регулятор принял решение о ее снижении до 20%.
В тоже время, Дмитрий Гусев отмечает, что в последние два года в России получили широкое распространение китайские машины, многие из которых могут использовать 92-й бензин.
По данным консалтинговой компании GlobalData, в апреле 2025 года продажи автомобилей в Китае выросли на 12% по сравнению с предыдущим годом: за месяц продали 2 055 153 машины. При этом, едва ли не для всех китайских автомобилей допускается использование бензина марки АИ-92.
Генеральный директор аналитического независимого агентства «НААНС -МЕДИА» Тамара Сафонова напомнила, что бензин АИ-92 всегда котировался ниже дизельного топлива летнего.
— Теперь он переживает период премиальности. Указанная тенденция наблюдается на фоне дефицита бензина в связи с трендами по сокращению производства указанного вида топлива. А в целом падение топливных цен связано как со снижением цен на нефть на внутреннем рынке, так и государственным контролем в период проведения сельскохозяйственных работ, — считает Тамара Сафонова.
Чего ждать от рынка летом
В целом же собеседники «Известий» полагают, что в ближайшее время не стоит ждать каких-то радикальных колебаний цен на топливном рынке.
— Что касается прогноза на летний сезон, то я считаю, что все будет плюс-минус как в прошлом году. Меры по запрету экспорта работают, еженедельно проходят контрольные заседания, — подчеркнул Дмитрий Гусев.
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков не исключает роста цен в летний период.
— Если доходы бюджеты будут еще ниже, чем ожидаются сейчас, то у правительства есть инструменты, чтобы ситуацию исправить. И один из них — это отмена выплат по демпферу. Пока это решение не принято и кабмин заявляет, что не рассматривает его. Однако нельзя исключать такого поворота событий. А в таком случае нефтяникам могут позволить большие колебания топливных цен на бирже, — считает аналитик.
В настоящее время демпфер выплачивается только в том случае, если средняя оптовая цена топлива за месяц не выросла больше, чем индикативная (условная внутрироссийская), на 10% на бензин и 20% на дизтопливо. Индикативная цена в 2025 году составляет 60 450 рублей за 1 т для бензина и 57 200 рублей для дизтоплива. При этом в правительстве рассматривается вопрос о расширении разрешенного диапазона оптовых цен на топливо, при котором сохраняется право на демпфер до 15-20% и 25-30% на бензин и дизель соответственно.
В Минэнерго «Известиям» заявили, что внутренний рынок полностью обеспечен автомобильным топливом. По данным энергетического ведомства, на сегодняшний день товарные запасы бензина на нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах достигают 1,8 млн т, что на 2% превышает показатель начала 2024 года. Объемы хранения дизельного топлива сохраняются на уровне прошлого года и составляют 3,3 млн т.
— Правительство Российской Федерации продолжает реализацию комплекса мер, направленных на поддержание стабильной ценовой ситуации и надежного обеспечения потребителей моторным топливом. В числе ключевых механизмов регулирования — система демпферных выплат, сглаживающая влияние мировых цен на внутренний рынок, временное ограничение экспорта моторного топлива для непроизводителей, а также установление обязательных нормативов реализации топлива на биржевых торгах»,— отметили в пресс-службе Минэнерго.
По мнению Юрия Станкевича, в результате такого ручного управления в настоящее время розничные цены не дотягивают до минимально экономически обоснованных 1,5 — 2 рубля. На востоке страны этот дифференциал выше.
— В летний период медленный рост вполне реалистичен, при этом спрос на топливо будет полностью удовлетворён предложением, — заключает собеседник.
«Известия» отправили запросы в «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз».
Автор: Ирина Кезик