Объем российской и иранской нефти, хранящейся на судах, достиг многомесячных максимумов, поскольку ужесточение санкций США привело к сокращению числа покупателей, что привело к сокращению числа танкеров, доступных для доставки грузов, и росту цен на сырую нефть, сообщили торговые источники и аналитики.
Введенный в прошлом месяце китайской портовой компанией Shandong Port Group запрет на заходы танкеров, подпадающих под санкции, в порты восточной провинции, где расположено большинство независимых нефтеперерабатывающих заводов, которые являются основными покупателями российской и иранской нефти, затруднил выгрузку таких грузов. Судовой брокер Braemar ACM заявил, что 57% из 126 очень крупных перевозчиков сырой нефти (VLCC), которые в настоящее время участвуют в торговле иранской сырой нефтью с Китаем, уже подпадают под санкции США.
Как сообщает Reuters, по данным Kpler, объем плавучих хранилищ иранской нефти превышает 25 млн баррелей, что является максимальным показателем более чем за год, при этом около 80% грузов находится в водах Сингапура и Малайзии. В отличие от этого, Эмма Ли, старший аналитик Vortexa Analytics, оценивает объем иранской нефти и конденсата в плавучих хранилищах на конец января в 73,1 млн баррелей.
Что касается российской нефти, то ужесточение санкций, введенных месяц назад, привело к росту издержек для нефтеперерабатывающих компаний в Китае и Индии. В марте цены на сырую нефть марки ESPO в Китае были на $2-3, чем на ICE Brent, что является самой высокой премией более чем за два года, свидетельствуют три торговых источника сказал. Кроме того, резко возросли транспортные расходы из-за сокращения количества доступных судов.
Стоимость доставки нефти с Дальнего Востока России в Северный Китай в последний раз составляла около $4,5 млн, что примерно втрое больше, чем было до введения последних санкций США. По данным Kpler, 27 января запасы сырой нефти в России достигли двухмесячного максимума в 88 млн баррелей, что на 24% больше, чем 10 января, когда было объявлено о санкциях. Объем поставок снизился с конца января из-за сокращения экспорта российской нефти, в то время как некоторые грузы были выгружены, сообщил Сюй из Kpler. Кроме того, несколько судов, ранее занимавшихся перевозкой иранской нефти, переходят на российскую торговлю, добавила она.