Глава Минэкономразвития Максим Решетников на полях Петербургского международного экономического форума сделал достаточно сенсационное заявление о том, что Россия «в какой-то момент» должна быть готова отменить НДПИ. По его словам, отрасли, относительно которых «в последние годы все привыкли рассуждать об их сверхприбыли», входят в «другую часть суперцикла — все-таки в период снижения цен, и поэтому не всё там просто». В этой связи «предложенные поправки в налоговое законодательство содержат механизм, который варьирует размер ставки НДПИ в зависимости от объективной ситуации на рынках», отметил он.
А на рынках действительно ситуация может поменяться кардинально. Появление восемь лет назад ОПЕК+ было обусловлено тем, что хлынувшая в 2015 году на мировой рынок сланцевая американская нефть снизила цены на черное золото почти на $100 за баррель. Нужно было спасать рынок, инвестиции, поэтому участники соглашения ОПЕК+ пошли на сокращение добычи. Безусловно, свою задачу они выполнили, даже сумели изрядно помотать нервы заокеанским партнерам. Американцы были вынуждены высвободить нефть из своих стратегических резервов, объем которых до сих пор находится на минимальных уровнях с 1983 года.
Однако у медали две стороны — сократив добычу, страны ОПЕК+ потеряли часть рынка. Именно поэтому в конце 2023 года ряд африканских стран выступил против политики сокращения добычи, предлагая нарастить поставки и зафиксировать прибыль, пока стоимость нефти находится на уровне $80 за баррель.
На последнем заседании организации восемь стран ОПЕК+, среди которых Россия и Саудовская Аравия, продлили свои сокращения на 1,66 млн баррелей в сутки до конца 2025 года. А дополнительные ограничения на 2,2 млн баррелей решили постепенно «сводить на нет» с октября, но пока оставили их на нынешнем уровне.
После этого решения цены на нефть пошли вниз, несмотря на то что вице-премьер РФ Александр Новак на ПМЭФ заявил: «Много спекулятивных факторов, которые многие желают не так транслировать и не так интерпретировать договоренности». Однако, по его мнению, в целом «решение принято сбалансированное, правильное», «и плюс-минус сегодня, мне кажется, ничего сверхъестественного не происходит с ценами».
Новак отметил во время форума, что решение это связано с ростом спроса. По его словам, мировой спрос на нефть в 2024 году вырастет на 1,5–2 млн баррелей в сутки, в 2025-м — на 1,5 млн баррелей в сутки. Генеральный секретарь ОПЕК Хайсам аль-Гайс, в свою очередь, заявил, что ожидает рост спроса на уровне 2,2 млн баррелей в сутки в 2024-м.
Вице-премьер отметил: несмотря на то что добыча в США сейчас находится на рекордных уровнях, их предложение сырья на мировые рынки сокращается.
Сегодня добыча нефти в Штатах действительно находится на своем пике — 13,1 млн баррелей в сутки, и на таком уровне она держится более четырех недель. При этом перспективы роста уже исчерпаны.
По данным исследовательской компании Enverus, в то время как общая добыча находится на рекордном уровне, количество нефти, извлекаемой с фута, пробуренного в Пермском бассейне Техаса, главном сланцевом месторождении США, упало на 15% с 2020 по 2023 год, сравнявшись с показателями десятилетней давности.
В материалах компании отмечается, что два десятилетия бурения скважин, расположенных относительно близко друг к другу, в результате чего были построены сотни тысяч скважин, снизили подземное давление и затруднили добычу нефти.
Тем временем, по данным BloombergNEF, разработка сланцевых месторождений становится всё более дорогостоящей на фоне сокращения объемов нефти и лимитированных поставок оборудования для бурения и гидроразрыва пласта. По данным агентства, для всех сланцевых месторождений США, с учетом самых дорогостоящих, цена нефти, при которой сохраняется разумная в отрасли рентабельность, подскочила почти на 50%, до $86 за баррель. Ну а у производителей стран ОПЕК+ эта цифра в разы меньше, что вполне позволит пойти на увеличение добычи, но снижение цены до комфортного уровня для всех участников ОПЕК и ОПЕК+. Но тем самым это позволит им увеличить долю на рынке и свое влияние. Притом что последние уже устали от постоянного давления.
По словам министра энергетики и инфраструктуры ОАЭ Сухейля Мохамеда аль-Мазруи, «на ОПЕК+ оказывается существенное давление», не уточнив с чьей стороны». Он отметил, что за две недели до министерской встречи появились публикации о том, что ОПЕК+ будет делать.
«Эти публикации пытались повысить ожидания от наших решений. Но наши решения были ниже созданных ожиданий. Последняя министерская встреча была просто потрясающей», — заявил он на ПМЭФ.
И с ним нельзя не согласиться. Хотя представители ОПЕК+ сегодня достаточно аккуратны в своих заявлениях, что объясняется президентскими выборами в США, которые пройдут в начале ноября текущего года. Всё нужно делать поступательно, выверяя каждый шаг и реакцию рынка. И понятно, чтобы выполнить задачу по восстановлению доли рынка, членам нефтяного картеля придется пойти на уступки. И в первую очередь в части цены.
Не исключено, что заявление Решетникова о том, что нужно быть готовым к обнулению НДПИ, связано с тем, что в перспективе цены на сырье снизятся. Как подметил Новак, «все-таки нефтяная отрасль очень капиталоемкая, инвестиционно по срокам длительный процесс».
«Мы смотрим на 10–20 лет вперед. Мы считаем, что в ближайшие 10 лет, например, спрос будет расти на рынке более 1 млн баррелей в сутки ежегодно», — отметил вице-премьер.
И пока Россия с партнерами совершает свой нефтяной гамбит, интересно посмотреть на представителей стран Старого Света, которые сиюминутно сделали ставку на своего «заокеанского» партнера, притом что последний уже практически убил конкурентоспособность европейской промышленности, одурманил зеленой повесткой и в перспективе может оставить их без нефти и газа.
Автор — Ирина Кезик, руководитель проекта Tekface, эксперт межотраслевого информационно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России
Колонка опубликована на сайте газеты «Известия».