Испытывающая нехватку ресурсов Япония наращивает долгосрочные поставки сжиженного природного газа от близких союзников Австралии и Соединенных Штатов, поскольку срок действия ключевых контрактов с поставщиками, включая Россию, истекает в начале 2030-х годов.
На долю СПГ приходится около трети производства электроэнергии в Японии, и это второй по величине импортер в мире после Китая. Он остается ключевой частью энергетического баланса Японии, даже несмотря на то, что импорт сократился на 8% в прошлом году до самого низкого уровня с 2009 года, поскольку страна увеличила использование возобновляемых источников энергии и перезапустила некоторые ядерные реакторы после полной остановки после катастрофы на Фукусиме в 2011 году.
С 2022 года японские покупатели СПГ заключили сделки с долевым участием в пяти проектах в Австралии и США, включая разведочный блок. Они заключили контракты на поставку из этих стран на 10-20 лет более чем на 5 миллионов метрических тонн в год, или 8% от потребления Японии в 2023 году, согласно расчетам Reuters, что превышает объем сделок в других странах мира.
Согласно данным японской таможни, за последнее десятилетие потоки СПГ в Японию изменились, в том числе значительно сократились поставки из Индонезии, Малайзии, Катара и России, а также из США и Папуа — Новой Гвинеи, которые стали основными новыми поставщиками.
На протяжении всего этого периода Австралия была его основным поставщиком, хотя появляются и другие новые источники. В прошлом году Россия была третьим по величине поставщиком СПГ в Японию после Австралии и Малайзии, но импорт сократился на 10,7% по сравнению с 2022 годом.
Большая часть российского СПГ в Японии поступает из проекта «Сахалин-2», но срок действия многих долгосрочных контрактов истекает примерно в 2030 году, что дает дополнительный стимул заключать сделки в других местах.
Вашингтон в ноябре ввел санкции в отношении проекта, побудив его оператора, «Новатэк», объявить о форс-мажорных обстоятельствах и вынудив Mitsui зафиксировать дополнительные ассигнования в размере $91,94 млн.
«Но члены G7 не могут сократить эту зависимость (от российского СПГ) в одночасье, поэтому им нужно увеличить поставки СПГ от союзников», — сказал Дэвид Болинг, директор консалтинговой фирмы Eurasia Group, который был заместителем помощника торгового представителя США в Японии с 2015 по 2022 год.