Европейские цены на газ сегодня возвращаются к докризисным уровням, и на данный момент предпосылок для резкого подорожания «голубого топлива» нет. Предложение в мире постепенно увеличивается, спрос со стороны Евросоюза сохраняется на рекордно низких отметках, а начиная со следующего года создаются предпосылки для перепроизводства СПГ. Это может привести к еще большему осложнению переговоров России и Китая по газопроводу «Сила Сибири-2». Однако, аналитики считают, что в условиях переизбытка наши компании все же смогут выдержать конкуренцию за рынки. А опасаться стоит скорее не переизбытка, а нерыночного регулирования со стороны США.
Рекорды и антирекорды
Сегодня «голубое топливо» в Европе торгуется ниже $300 за тысячу кубометров, приближаясь докризисным уровням. В январе 2021 года стоимость газа в странах Старого Света находилась на уровне $230 за тысячу кубометров. После рекордов 2022 года, когда цены достигали $3800 за тысячу кубометров, стоимость газа на европейском рынке упала более, чем в десять раз. И текущее положение дел связано в первую очередь с погодными условиями, заполненностью ПХГ и ростом ветрогенерации в Европе.
По данным аналитического центра Ember, ветроэнергетика в Европе в 2023 году выросла на 13% и составила 18% от общего объема электроэнергии. При этом производство ветровой энергии по итогам прошлого года впервые опередило объем производства газовых электростанций в Европе, поскольку производство электроэнергии на ископаемом топливе резко упало.
Кроме того, европейская зима была не только теплой, но и ветреной. Шторма, обрушившиеся на страны Старого Света, привели к росту выработки ветровых электростанций. На конец декабря прошлого года она составляла почти 36%, в то время как в среднем этот показатель составлял 20%.
В тоже время, запасы газа в подземных хранилищах газа (ПХГ) в Европе составляют 67,87%, а в натуральном выражении — 73,7 миллиарда кубометров, и это рекорд для середины февраля, следует из данных Ассоциации операторов газовой инфраструктуры Европы (Gas Infrastructure Europe, GIE).
Уровень заполненности газохранилищ с начала сезона отбора газа из хранилищ — первой декады ноября — уменьшился к настоящему моменту на 36,6 процентного пункта. Сейчас, по состоянию на газовые сутки 12 февраля (завершились утром 13 февраля), европейские хранилища заполнены на 67,87%, что на 15,3 процентного пункта выше, чем в среднем на эту дату за последние пять лет.
Что день грядущий нам готовит
По мнению экспертов, в ближайшей перспективе предпосылок для роста цен на газ нет.
«По логике вещей после окончания отопительного сезона спотовые цены на газ в Европе продолжал свое снижение», — считает директор по исследованиям компании «Имплемента» Мария Белова. По ее мнению, в июне-июле они могут составить порядка $220-250 за тысячу кубометров.
«Однако раз до отрицательных значений дело не дошло даже в период коронавируса, сейчас для этого еще меньше оснований. Во-первых, даже текущие цены подстегнут спрос, по нашим оценкам, в Европе по итогам 2024 году он должен вырасти на 5-10 млрд куб м, что несколько приостановит снижение цен. Во-вторых, поставки газа в рамках долгосрочных контрактов как по трубе, так и в виде СПГ (за исключением СПГ из США) привязаны к нефти, которая сейчас не дешевеет так сильно, как газ», — отмечает собеседница.
С коллегой соглашается и Александр Фролов заместитель генерального директора Института национальной энергетики.
«На данный момент предпосылок для резкого подорожания газа нет. Предложение в мире постепенно увеличивается, спрос со стороны Евросоюза сохраняется на рекордно низких отметках. Можно ожидать, что в 2024 году начнётся незначительное восстановление спроса, но учитывая потери на уровне 100 млрд куб. м, о полном восстановлении в ближайшие годы говорить не приходится», — считает собеседник.
В то же время, как отмечает собеседник, предложение не выросло настолько, чтобы все заинтересованные стороны могли резко нарастить закупки — резкое увеличение спроса приведёт к скачку цен. И речь здесь не только о потребителях в Европе, но и о Китае, который в 2022 году впервые сократил закупки СПГ, а в 2023-м частично их восстановил, но всё же остался на уровне ниже уровня 2021 года.
Призрак кризиса перепроизводства
В то же время, эксперты не исключают, что в период с 2025 по 2027 годы произойдёт быстрый ввод мощностей по производству СПГ в разных странах мира.
И это, несмотря на то, что США приостановят процесс одобрения новых контрактов на экспорт СПГ за рубеж из-за ситуации с изменением климата. По данным Управления энергетической информации (EIA) Минэнерго США, по состоянию на конец 2023 года в США базовые мощности экспорта СПГ составили 11,4 млрд куб. футов в сутки, а к концу 2025 года компании добавят еще 5,3 млрд куб. футов в сутки.
«Наибольший вклад внесут Катар и США — в сумме порядка 150 млрд куб. м. Конечно, номинальная производственная мощность не равна объёму производства. Но всё же в 2025-2027 годах создаются предпосылки для кризиса перепроизводства. Хотя у Китая к тому моменту накопится значительный отложенный спрос, который может стать одним из стабилизирующих факторов, которые позволят избежать подобного кризиса. Российской экономике необходимо учесть возможность кризиса, в ходе которого может произойти резкое снижение биржевых котировок, в ближайшие три года, — отмечает Александр Фролов.
При этом, он напоминает, что биржевые котировки влияют далеко не на весь экспортируемый нашей страной газ. Преимущественно биржа влияет на поставки в Евросоюз (около 29 млрд куб. м трубопроводного газа в 2023 году).
«С одной стороны, это означает, что часть наших поставок защищена долгосрочными контрактами с нефтяной привязкой. С другой, как и в ходе предыдущих кризисов перепроизводства на газовых рынках, покупатели начнут отдавать предпочтение более дешёвому «биржевому» газу. Но надо понимать, что производители и поставщики не будут в восторге от того, что их сырьё покупают по сниженным ценам. Объём производства начнёт снижаться под давлением кризиса, до достижения точки равновесия. Но это стоит учитывать только, если кризис случится», — отмечает собеседник.
По словам Екатерины Косаревой, управляющего партнера WMT Consult, предпосылки к кризису перепроизводства СПГ может осложнить переговоры России с Китаем по проекту «Сила Сибири-2», которые и без того затянулись.
В конце января премьер Монголии Лувсаннамсрайн Оюун-Эрдэнэ предупредил, что начало строительства газопровода «Сила Сибири — 2», запланированное на 2024 год, может быть отложено. По его словам, Москва и Пекин до конца не согласовали детали проекта.
«Безусловно, что снижение цен на газ будет укреплять переговорную позицию Пекина, и затяжка с подписанием контракта лишает Россию дополнительной монетизации «голубого топлива», а соответственно и бюджетных отчислений», — считает собеседник.
По мнению же Марии Беловой, Китай достаточно сбалансированно подходит к вопросу формирования своего газового баланса и не захочет чрезмерно увеличивать свою зависимость от импорта в виде СПГ.
«Здесь «Сила Сибири» будет хорошим источником трубопроводного газа. Так же в текущих геополитических условиях Китай должен принимать во внимание фактор потенциальной дружественности и недружественности стран. И под этих соусом СПГ из США и Катара, а именно эти страны в ближайшие годы существенно нарастят свой экспорт, будет выглядеть менее привлекательно чем трубопроводный газ из России», — полагает эксперт.
По ее мнению, действительно, после 2025 года рынок СПГ вновь станет рынком покупателя, однако, как существующие СПГ-заводы, так и реализуемые сегодня в Росси проекты очень хорошо расположены на глобальной «кривой предложения» СПГ.
«Поэтому даже в условиях переизбытка наши компании смогут выдержать конкуренцию за рынки. И опасаться стоит скорее не переизбытка, а нерыночного регулирования со стороны США (речь об адресных санкциях в отношении Арктик СПГ 2) и ЕС», — заключает Мария Белова.