Минфин и Минэнерго предложили ввести заградительную пошлину на экспорт из РФ нефтепродуктов, но готовы возместить ее тем компаниям, которые обеспечат необходимые поставки нефтепродуктов на внутренний рынок и на биржу, сообщили «Интерфаксу» несколько источников, знакомых с ситуацией.
По словам источников, предлагается ввести пошлину в размере $250 за тонну как для светлых, так и для темных нефтепродуктов. Если компания выполнит квоты Минэнерго по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок и на биржу, то уплаченная пошлина им вернется в виде обратного акциза на нефть.
Один из источников отметил, что такую высокую пошлину предлагается ввести в качестве меры, препятствующей «серому экспорту».
Экспортная пошлина на светлые нефтепродукты в октябре составит $7,1 за тонну, на темные — $23,9 за тонну. С 1 января 2024 года в результате «налогового маневра» экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты должны обнулиться.
С 1 января 2023 года начисляется дополнительный платеж к экспортной пошлине в размере 20 тыс. руб./т при экспорте бензина и дизельного топлива (дт), если экспортер не является производителем товара. Однако, как признавали в Минэнерго, данная мера оказалась недейственна для целей обеспечения потребностей внутреннего рынка. Минэнерго предложило ввести список спецэкспортеров нефтепродуктов, эта инициатива поддержана вице-премьером РФ Александром Новаком. По данным «Интерфакса», соответствующий указ находится в правовом управлении администрации президента.
В пятницу Новак собирал представителей нефтяных компаний и ведомства на совещание, где и обсуждалось намерение ввести заградительную пошлину.
По словам источников «Интерфакса», предложение вызвало серьезное сопротивление нефтяников. Так, заметил один из собеседников, компании полагают, что такая мера не приведет к снижению оптовых цен, а, наоборот, еще больше разгонит их. Кроме того, неясно, как определять, у кого «серый экспорт», а у кого нет, а также каким образом возвращать средства через обратный акциз.
Источники «Коммерсанта» тоже отметили, что предложение было крайне негативно воспринято участниками рынка, которые подчеркивали на то, что критерии оценки «добросовестных экспортеров» непонятны, а реализация крайне сложна.
По данным источников «Ъ», по-прежнему рассматривается и возможность полного временного запрета поставок топлива за рубеж. Однако, окончательное решение, уточняют собеседники “Ъ”, не принято: правительство и нефтекомпании продолжат обсуждение проблемы резкого роста цен на все виды нефтепродуктов.
Например, бензин марки АИ-92 только с начала сентября на оптовых торгах на СПбМТСБ подорожал в европейской части России на 9%, до 70,44 тыс. руб. за тонну, марки АИ-95 — на 2,2%, до 76,4 тыс. руб. за тонну. Дизельное топливо прибавило 8,5%, до 73,75 тыс. руб. за тонну.
Такие цены исключают получения нефтяниками в сентябре топливного демпфера, за счет которого правительство компенсирует компаниям часть разницы между экспортными ценами на топливо и индикативными внутренними ценами (56,9 тыс. руб. за тонну бензина АИ-92 и 53,85 тыс. руб. за тонну дизтоплива). В сентябре участники рынка могли бы получить почти 100 млрд руб. Но субсидия выплачивается только в случае, если реальные биржевые цены на топливо превышают индикативные не более чем на 10% по бензину и на 20% по дизтопливу. Сейчас они выше на 23,8% и 37% соответственно.
Таким образом, правительство продолжает рассматривать разные варианты ограничения экспорта нефтепродуктов, не принимая финальных решений. В последние полтора месяца активно обсуждалось введение списка спецэкспортеров топлива для борьбы с серым экспортом — ситуацией, когда вывозится топливо с внутреннего рынка, на которое уже был выплачен демпфер. Указ о введении списка уже одобрен правительством, но пока не подписан президентом, к тому же не согласован сам список. Неясно, насколько сдерживание экспорта в принципе может быть эффективным средством для снижения цен, особенно в случае бензина, поскольку на рынке уже есть признаки его физической нехватки.
Очередное совещание пока не назначено, возможно, оно состоится в начале этой недели.