В Сибири жалуются на нехватку топлива

Запас на частных АЗС Алтайского края ограничен. Рынок разбалансирован. Если в рознице на ВИНКах бензин АИ-95 стоит 49 руб., то оптом для частных АЗС он стоит 54 руб., соответственно, ощущается серьезный дисбаланс цен между частными АЗС и АЗС нефтяных компаний», — заявил глава Алтайского топливного союза Юрий Матвейко. По его словам, запасов местных независимых автозаправочных станций хватит на период от пяти до семи дней, пишет «Коммерсант».

Проблему с перебоями в поставках и ростом стоимости автомобильного топлива во всех регионах Сибири подтвердил руководитель отделения Российского топливного союза в Новосибирской области Сергей Лацких. По его словам, ситуация длится с конца мая. Одной из причин он называет перебои с поставками по железной дороге.

Сроки перевозки топлива по железной дороге в России увеличились в два раза по сравнению с прошлым годом. По данным РТС, примерно треть всего товарного бензина находится в пути.

Помимо задержек перевозок по железным дорогам, влияют на ситуацию и ремонты НПЗ. Еще одной значимой проблемой игроки рынка называют привязку российских цен на топливо через демпфер к иностранным рынкам — чем слабее рубль, тем более выгодно поставлять на экспорт, объясняет Михаил Сенчук. По словам экспертов, повышенный спрос также говорит о несоответствии производства и потребления высокооктановых марок бензина.

«В условиях, когда количество покупателей на бирже растет, а объем предложения остается примерно на одном уровне, на СПбМТСБ остро ощущается нехватка продукта. Нефтяники, имея возможность искусственно ограничивать предложение, используют закон спроса и предложения в свою пользу, формируя большой отложенный спрос на следующий торговый день, чем пользуются брокерские компании, разогревают цены в биржевых стаканах, играя на повышение цены. Лишая возможности конечных потребителей приобрести товар по более выгодной цене, они предлагают покупателям (конечным потребителям / независимым операторам АЗС) товар уже по „разогретой“ цене»,— говорится в обращении независимых АЗС.

Для решения проблемы участники отрасли предлагают прекратить разбег цены на бирже, решить проблему логистики, в том числе путем расширения объемов пропускной способности, а также увеличить объемы производства на отечественных заводах.

В Минэнерго России, комментируя вопрос топливообеспечения, отмечают, что уровень производства нефтепродуктов на заводах полностью обеспечивает текущий спрос на топливо с учетом переориентации части экспорта бензина и дизтоплива на внутренний рынок. По данным ведомства, выпуск автомобильного бензина (117,4 тыс. т в сутки) соответствует среднему уровню августа 2021–2022 годов. Производство дизтоплива (232,0 тыс. т сутки) почти на 10% выше уровня августа предыдущих лет. «Чтобы исключить возможные сбои в обеспечении регионов топливом, работает штаб Минэнерго. На особый контроль взяты вопросы ритмичности поставок топлива в южном направлении и топливообеспечения предприятий агропромышленного комплекса и сетей АЗС»,— прокомментировали в министерстве.

Пока Правительство РФ не примет ограничительные меры для экспорта топлива из РФ, например, повышение пошлины или ограничения объемов, финансовые меры по аналогии с демпферными выплатами или налоговые послабления, у независимых АЗС есть перспективы увеличения выручки на фоне роста внутренних цен на топливо, полагает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Впрочем, жесткий контроль за повышением розничных внутренних цен на топливо на АЗС от ФАС не позволит частникам довести цены до оптимального уровня. А в совокупности с увеличением оптовых цен на бирже СПбМТСБ это может привести к обратному эффекту — снижению чистой прибыли на фоне увеличения издержек, говорит он.

В сложившихся условиях государству стоит рассмотреть возможность временной поддержки независимых АЗС, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Помощь им может выражаться во временном снижении налогов и выплат для них или обеспечении топливом по стабильным ценам, а определять кого относить к независимым АЗС можно по количеству заправок или по объемам продаваемого топлива в месяц», — отмечает эксперт, которого цитирует издание.

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype