Топливо с акцентом: как США могут снизить дисконт на российскую нефть 

Беспрецедентные санкции, введенные в отношении российской нефтегазовой отрасли, казалось бы, должны были исключить малейшую возможность появления углеводородного сырья из России на западных рынках. Однако, сегодня те, кто первыми отказались от закупок нашей нефти и в первую очередь нефтепродуктов вновь проявляют к ним не только интерес, но повышают спрос на наше сырье. 

И, как бы парадоксально это не звучало, сегодня речь пойдет именно о США. Эта страна, администрация которой фактически является инициатором и автором всех введенных против нашего ТЭКа ограничений, сегодня не только позволяет молекулам российской нефти прописаться на своих берегах, но и вполне может оказать влияние на снижение дисконта на российскую нефть, который на сегодняшний момент доходит до $40 за баррель и явно расстраивает российское руководство. 

Итак, согласно данным аналитической компании Kpler, Америка резко увеличила импорт произведенного в Индии топлива. Его доля на этом рынке выросла с 5% в декабре — до 40% в январе, физический объем поставок достиг 89 тыс баррелей в сутки бензина и дизельного топлива. И тут к гадалке не ходи, понятно, что нефтепродукты эти произведены из российской нефти, закупку которой Индия увеличила в 2022 году и продолжает увеличивать в наступившем.

Так, импорт нефти из России в декабре 2022 года впервые превысил 1 млн бар в сутки и достиг 1,2 млн. Во первой половине января импорт установил новый рекорд – 1,7 млн баррелей в день, увеличившись на 42%. Динамика роста импорта сырья особенно впечатляет, если сравнить, какую долю российская нефть составляла в нефтяном балансе Индии в 2021 году – всего лишь 0,2%. А сегодня на нее сейчас приходится четверть (25%) всего импортируемого Индией «черного золота» из РФ. 

При этом при собственной добычи, которая составляет порядка 30 млн тонн в год, в Индии работает 25 НПЗ, мощность переработки которых по состоянию на весну 2021 года — почти 250 млн тонн. Именно поэтому, бывшая «жемчужина английской короны» зарекомендовала себя как один из крупнейших нетто-экспортеров нефтепродуктов. И, безусловно, Дели не мог не воспользоваться рыночной конъюнктурой, когда из-за введения западных санкций в отношении российской нефти, дисконт на Urals вырос до $30-40 за баррель. 

Закупив нефть в России по достаточно привлекательным ценам, индусы переработали ее и предложили новые продукты нуждающимся в топливе странам. И США в том числе, которые несмотря на высокий уровень своей собственной добычи, которая превышает 11 млн баррель в сутки и месяц от месяца спорит уровнем добычи Саудовской Аравии, серьезно страдают от нехватки продуктов переработки.

А все потому, что за последние году в США существенно сократилась доля действующих НПЗ. Во-первых, несколько лет назад американские НПЗ лишились сырья из Венесуэлы: бывший президент США Дональд Трамп наложил санкции на венесуэльскую нефть. А поскольку предприятия на мексиканском побережье ориентированы на нефть тяжелых сортов, ее стали закупать в России. Но в большей степени стали закупать нефтепродукты, от которых отказались весной прошлого года. 

Кроме того, нефтеперерабатывающие мощности сильно сократили из-за низкой рентабельности в период пандемии. К тому же большинству из 129 американских действующих НПЗ более 50 лет. Оборудование устарело и изношено, Последний крупный нефтеперерабатывающий завод, введенный в эксплуатацию в Соединенных Штатах в 1977 году, принадлежит компании Marathon Oil в Гэривилле, штат Луизиана. Он способен производить 578 000 баррелей в день. 

А учитывая, что в США полным ходом набирает обороты «зеленая повестка», за которую радеет нынешний американский лидер Джо Байден, многие владельцы НПЗ попросту не хотят тратить деньги на модернизцию заводов, полагая, что в будущем потребность в ископаемом топливе существенно снизится. 

Хотя, тут американцам надо напомнить, что случается с их экономикой, когда к ним приходят холода – замерзают буровые, замерзают ветряки, а стоимость электричества растет в тысячах процентов. Но это их выбор и приходится просто констатировать то, что есть. 

Уже сегодня многие эксперты склонны полагать, что США рискуют столкнуться с дефицитом бензина этим летом: отказ Евросоюза от российских нефтепродуктов несет угрозу прекращения резервных поставок, на которые Штаты рассчитывают в разгар автомобильного сезона.

Как писал Bloomberg, сезонные запасы бензина в стране уже находятся на самом низком уровне примерно за десятилетие, а интенсивные зимние ремонты на НПЗ могут сократить их еще больше. К тому же дизтопливо США нужно не только транспорту, его используют в буровых установках при добыче сланцевой нефти, в электрогенераторах, а также для обогрева домов.

Да, сейчас поставки нефти из Венесуэлы начинают восстанавливаться. Первая партия нефти, добытой американской компанией Chevron в Венесуэле после выдачи лицензии американскими властями, объемом порядка 1 млн баррелей пришла на побережье США в январе. Однако этого вряд ли сможет удовлетворить спрос на топливо в США, тем более после введения эмбарго на российские нефтепродукты. Европа будет аккумулировать ближневосточные объемы, не говоря уже о своих собственных. 

Таким образом, сегодня можно говорить о том, что вторую жизнь российской нефти, вынося ее за скобки санкций, будут давать Индия и Китай, совокупные мощности переработки которых превышают 1 млрд тонн в год. А учитывая, что спрос со стороны Запада и в первую очередь США в ближайшее время будет расти, это позволит наши производителям занять более сильную переговорную позицию в вопросах цены российской нефти. А поэтому растущий спрос со стороны Америки на индийские нефтепродукты с русским акцентом будут оказывать прямое влияние на снижение дисконта на Urals. Поживем, увидим.

Автор — Ирина Кезик, руководитель проекта Tekface, эксперт межотраслевого экспертно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России

Колонка была опубликована в газете «Известия».

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype