Каким будет решение мониторингового комитета ОПЕК+

В октябре министры ОПЕК+ решили встречаться не каждый месяц, а раз в полгода, сохраняя, впрочем, намерение встречаться чаще, если того потребует ситуация. Встречи мониторинговых комитетов решено было проводить раз в два месяца. Как отмечал в декабре вице-премьер Александр Новак, в случае необходимости альянс всегда может провести внеочередную встречу для корректировки ситуации на рынке. Как известно, в мониторинговый комитет входят восемь стран из 23 участвующих в соглашении ОПЕК+. Это Россия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак, Кувейт, Алжир, Венесуэла и Казахстан. Именно этим участникам соглашения придется 1 февраля оценить состояние рынка в условиях ограничений на российскую нефть и дать свои рекомендации по параметрам сделки.

Поживем, увидим

В начале декабря страны ОПЕК+ решили ничего не менять в своей политике и оставили неизменными параметры сделки, подтвердив октябрьское решение альянса продолжать сокращать добычу на 2 млн баррелей в сутки. Объяснялось это неясными последствиями эмбарго ЕС на российскую нефть и потолка цен, которые затруднят перенаправление нефти из РФ в Азию. В целом производители заняли выжидательную позицию, так как реальных результатов от ограничительных действий Запада в отношении ресурсов из РФ стоит ждать не раньше конца января, так как введение этого механизма потолка цен на российскую нефть предусматривает переходный период. Потолок не будет применяться к нефти, закупленной сверх предельной цены, которая загружена на суда до 5 декабря и выгружена до 19 января 2023 года.

И если средняя стоимость Brent в декабре прошлого года практически не изменилась, оставшись на уровне ноября — $85 за баррель, в январе средние значения стоимости барреля североморской нефти упала до $81, а вот цена на Urals заметно снизилась. По сообщению Bloomberg, в начале января российская нефть продавалась по ценам в два раза ниже мировых — за $37,80 за баррель в порту Приморск.

По словам Новака, высокий дисконт на российскую нефть по отношению к ценам на мировом рынке на данный момент связан с высокой стоимостью фрахта, но он рассчитывает на его сокращение в будущем. «Я надеюсь, что эта ситуация будет носить временных характер и дисконт со временем должен уменьшиться, как мы наблюдали это в течение 2022 года», — сказал Новак.

При этом, по его словам, Россия готова пойти на сокращение добычи, которое может составить 5-7% — порядка 700 тысяч баррелей в сутки. Однако, нефтяники неохотно идут на снижение добычи, что связано с технологиями консервации скважин. Нефтяное месторождение представляет собой сложную структуру, где различные сорта нефти со временем оседают в пористых породах. Бурение и откачка высвобождают эту смесь нефти и газа. Длительная остановка работы скважины может привести к закупориванию пор или запарафиниванию.

Кроме того, сама скважина также заглушается заливкой цемента. Чтобы возобновить добычу, необходимо установить новую буровую, пробить цементную пробку и закачать глинистый раствор с надеждой, что нефть снова начнет течь. Если это не поможет, то придется пробурить новую скважину, закачать химикаты или даже провести гидроразрыв. Все эти шаги — дорогостоящие и трудоемкие. Некоторые восстановительные работы могут идти три-четыре года.

Безусловно, что потеря продуктивности не всегда происходит, иногда возможно восстановить часть добычи, используя химикаты. Но тем не менее, по различным оценкам, же сам вывод из эксплуатации скважины стоит порядка $150 тысяч, а возобновление до $500 тысяч. Поэтому легко понять, почему нефтяные компании стремятся избежать остановки скважин.

Тем временем за океаном

А в это время за океаном, первый танкер с венесуэльской нефтью впервые за несколько последних лет направился в сторону в США. Американская Chevron отгрузила первую партию нефти из Венесуэлы после получения разрешения от властей США. Еще 26 ноября власти США разрешили Chevron добывать нефть в Венесуэле и поставлять ее в США.

При этом санкции до сих пор действуют против Венесуэлы, их никто не отменял. Однако в условиях того, что США отказались от нефти из России, а добиться успехов в убеждении партнеров на Ближнем Востоке увеличить добычу нефти не удалось, им пришлось вернуться к нефти из Венесуэлы. Администрация США заявила, что венесуэльская сторона якобы не получит прибыли от продажи нефти, поскольку полученные доходы будут направлены на погашение задолженности перед Chevron.

Кроме того, американская нефтегазовая компания ConocoPhillips, покинувшая Венесуэлу после национализации ее активов в 2007 году, тоже ведет переговоры о продаже венесуэльской нефти в США, чтобы таким образом вернуть почти $10 млн, которые ей задолжал Каракас, сообщает газета Wall Street Journal со ссылкой на информированные источники.

В ходе предварительных переговоров ConocoPhillips предлагает вариант, который позволит ей загружать, транспортировать и продавать венесуэльскую нефть в США от имени PDVSA – нефтяной госкомпании Венесуэлы. Это дало бы ConocoPhillips шанс вернуть деньги и помочь США удовлетворить свои энергетические потребности, отметили источники.

В это время, коммерческие запасы нефти в США (исключая стратегический резерв) за неделю, завершившуюся 6 января, выросли на 19 миллионов баррелей, или на 4,5%, — до 439,6 миллиона баррелей, следует из еженедельного обзора управления энергетической информации минэнерго страны. Увеличение показателя стало максимальным с 2021 года, когда за неделю по 26 февраля запасы подскочили сразу на 21,6 миллиона баррелей. За океаном ждут снижения цен на нефть для восполнения своих стратегических резервов. Пока же министерство энергетики США отклоняет предложения по покупке нефти, поскольку предлагаемое топливо было слишком дорогое либо не соответствовало требуемым спецификациям.

Поднебесная ослабляет ограничения

Китай, один из крупнейших потребителей и импортеров нефти в мире, с 8 января отменил обязательное ПЦР-тестирование на въезде в страну и централизованную изоляцию для прибывающих в КНР, таким образом усилив ожидания роста спроса на этот вид сырья.

Китайские нефтепереработчики стали активно закупать нефть перед длительными праздниками по случаю Нового года по Лунному календарю, который отмечают 22 января. Накануне, Китай ослабил пограничные ограничения, что стало благом для авиаперелетов внутри страны и зарубеж. Спрос на авиационное топливо в Китае в преддверии праздников будет самым высоким за более чем за 1,5 года.

Таким образом, вступившие в силу новые облегченные меры борьбы с коронавирусной инфекцией в КНР подвели черту под почти трехлетней политикой нулевой терпимости к COVID-19, когда китайская экономика демонстрировала самые низкие темпы роста за последние полвека. На новостях из Китая стоимость нефти Brent с $79 за баррель перешагнула отсечку в $85 за бочку, а в США палата представителей США одобрила законопроект о запрете продавать Китаю нефть из стратегического резерва США. Несмотря на то, что многие скептически относятся к тому, что сенат одобрит его, мониторинговый комитет ОПЕК+ не может не учитывать и этот фактор. 

К тому же в феврале вступит в силу эмбарго на нефтепродукты из РФ и потолок цен на них, что безусловно окажет дополнительное давление на мировые нефтяные балансы, и в частности усложнит ситуацию на и так напряженном дизельном рынке. 

Безусловно, нельзя сегодня говорить о том, что Китай полностью поборол коронавирус, какие-либо выводы можно будет делать после новогодних праздников, если не в конце февраля, начале марта. Однако, не исключено, что китайские НПЗ будут работать на Европу. Поэтому, не исключено, что в феврале мониторинговый комитет ОПЕК+ рекомендует оставить параметры сделки на прежнем уровне, а уже в апреле провести анализ ситуации, когда будет ясна картина с эмбарго и потолком цен на российские ресурсы. 

Автор: эксперт информационно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России Ирина Кезик

Колонка опубликована на портале «ИнфоТЭК».

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype