Судьба потока: реально ли восстановить инфраструктуру «Северных потоков»

Судьба «Северных потоков» находится во власти времени и политической воли европейских чиновников. Запад преждевременно «хоронит» газопроводы, считают российские отраслевые эксперты. Однако, по их мнению, сегодня каждый день играет весомое значение как в исследовании разрушений, так и в дальнейшем ремонте магистралей. И то насколько реально сегодня Европа заинтересована в введении в строй «потоков», покажут сразу несколько факторов: выдача разрешений, снятие санкций и перенос процедуры банкротства Nord Stream 2 AG.

Балтийская тайна

Согласно оценке оператора «Северного потока», утечка газа на трубопроводе продолжится до 2 октября, аналогичных данных по «Северному потоку 2» пока нет, говорилось в совместном заявлении, распространенном постоянными представительствами Швеции и Дании при ООН.

Письмо опубликовала глава шведского МИД Швеции Анн Линде в преддверии срочного заседания Совета Безопасности ООН в связи с диверсиями на «Северных потоках», которое прошло в канун минувших выхлжных. Как написала Линде в Twitter, важно, чтобы обсуждение основывалось на фактах.

По словам официального представителя «Газпрома» Сергея Куприяноа, который выступил на заседании ООН, в трех нитках газопроводов на момент происшествия находилось около 800 млн кубометров газа. Для сравнения: это потребление Дании за три месяца.

Он отметил, что «Газпром» приступил к поиску возможных решений для возобновления работоспособности системы «Северный поток», но сроки пока оценить невозможно. Точно можно сказать, что это очень сложная техническая задача. Первоочередной шаг в данном направлении — физическое обследование мест повреждений трубопроводов.

«Сейчас мы приступили к поиску возможных решений для возобновления работоспособности системы «Северный поток». Сроки такой работы, сроки восстановления работоспособности системы на данный момент оценить невозможно», — сказал Куприянов.

«Точно можно сказать, что это очень сложная техническая задача», — добавил он.

По его словам, первоочередные шаги – это физическое обследование мест повреждений. «В целом ситуация с произошедшими в один день разрывами одновременно на трех нитках морских газопроводов является абсолютно беспрецедентной. По сути Европа на неопределенный срок лишена одного из ключевых маршрутов получения важнейшего энергоресурса», — заключил он.

В свою очередь, постпред РФ в ООН Василий Небензя заявил, что расследование диверсии на нитках системы «Северный поток» могли бы вести РФ, ФРГ, Дания и Швеция, при том что любое расследование без России повлекло бы сомнения в его объективности.

«Любое расследование, которое бы проводилось, не может по определению быть без участия РФ. Потому что РФ — владелец трубопровода, Россия наиболее заинтересованная (в расследовании – ред.) сторона. Если кто-то думает, что можно провести расследование без участия в нем РФ, у нас есть причины сомневаться в объективности этого расследования», — сказал Небензя.

Желаемое за действительное

А тем временем, газета Der Tagesspiegel со ссылкой на источники в правительстве ФРГ сообщила, что немецкие службы безопасности назвали все нитки «Северного потока – 1» и «Северного потока – 2» навсегда непригодными для эксплуатации. По их словам, если нитки трубопроводов не будут быстро отремонтированы, то внутрь газопровода поступит много соленой воды, из-за чего произойдет коррозия. 

По словам проректора РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, заведующего кафедрой проектирования и эксплуатации газонефтепроводов Никиты Голунова, пока выходит из труб газ, вода в нитки газопроводов не поступает.  

«Газопроводы состоят из 12 метровых труб, сделанных из высокопородистой углеродной стали. Внутри и снаружи они покрыты эпоксидным составом, далее идет полиэтилен, за тем трубу покрывают электродами и подают через анодный кабель постоянный ток, чтобы избежать корозии. Далее идет десятисантиметровый слой бетона с добавлением железной руды, чтобы избежать повреждений и всплытия. Более того, чтобы избежать случайных падений якорей, грузов с проходящих кораблей, диверсий под трубопровод копается специальная траншея, а сам он присыпается», — говорит собеседник.

Однако то, насколько масштабные разрушения произошли на нитках трубопроводов пока можно судить лишь по скорости выхода газа.

«Аналогичных ситуаций пока в мире не было. За счёт напора столба воды газ до конца не выйдет и будет сохраняться давление 5-6 атмосфер и вся труба водой не заполнится. Но чем дольше будет такая ситуация, тем больший объем диагностики и экспертизы потребуется.

В любой технологии есть простой принцип: чем раньше проведена диагностика и ремонт оборудования, тем дольше и надёжнее оно работает. Какое-то время газопровод может оставаться в таком состоянии, но чем дольше оно таким будет, тем больше и дольше объем ремонтных работ», — отмечает Никита Голунов.

По словам Ольги Орловой руководителя направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа безусловно, сегодня судьба «Северных потоков» находится во власти времени и политической воли европейских чиновников. Однако «хоронить» магистрали преждевременно. Во всяком случае можно пустить заглушки, которые позволят заблокировать поврежденный участок на каждой нитке и вытеснить воду из труб.

Политическая смелось

В том, что спасти газотранспортную систему реально уверена и Екатернина Косарева, управляющий партнер WMT Consult. Однако, по ее словам, на сегодняшний момент все упирается в желание самого Евросоюза как найти виновных в этих диверсиях, так и в кротчайшие сроки приступить к обследованию и ремонту магистралей.

«Банкротство Nord Stream 2 AG пока перенесено на январь 2023 года, безусловно необходимо, чтобы оператор «Северного потока 2» продолжил выполнять свои функции. Кому-то надо искать подрядчиков, заключать контракты на выполните ремонта. Кроме того, не стоит забывать про санкции. Необходима выдача разрешений от Дании и Швеции на проведение работ. От скорости приятия этих решений будет понятно насколько ЕС заинтересован в восстановлении инфраструктуры газотранспортной системы», — говорит собеседник.

В целом, как полагает Валерий Андрианов, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК , в лучшем случае, всю правду об этих инцидентах узнают только историки будущих поколений, после рассекречивания архивов западных спецслужб.

«Безусловно, при желании всегда можно заменить поврежденные участки или найти какое-либо иное технологическое решение. Только вот есть ли такое желание у европейцев? У рядовых граждан, выходящих на многотысячные митинги и протестующих против антироссийских санкций в области энергетики, оно безусловно есть. А вот политическая элита Европы своих желаний уже иметь не может, она выполняет указания заокеанских коллег. В результате США добьются своей давней цели – они смогут ослабить европейскую экономику за счет лишения ее доступа к бесперебойным и дешевым поставкам российских энергоносителей. Вместо недорого российского газа теперь будет сверхдорогой американский СПГ. И американские корпорации на этом заработают, и конкурентоспособность европейской экономики теперь снизится», — говорит Валерий Андрианов.

По его словам, если кто-то надеется, что американцы спасут Европу грядущей зимой – то это пустые надежды.

«Задача американцев – не спасать, а топить своих «европейских друзей». Конечно, Европа не рассыплется и не рухнет от недостатка газа, но закончит грядущую зиму весьма потрепанной. С помёрзшим и злым населением и с сократившимся ВВП из-за остановки промышленных производств», — считает собеседник.

Что касается России, то по словам Андрианова, она уже давно готовилась к подобному сценарию – хотя никто не мог предположить столь жёсткого варианта, то есть того, что Запад перейдет от бюрократических методов к террористическим, будет действовать не путем введения всех новых санкций, а посредством динамита.

Собеседник считает, что у России имеется три пути ответа на этот вызов.

«Во-первых, увеличение внутреннего потребления газа. На волне импортозамещения и запуска новых производств отечественной экономике потребуется больше энергоресурсов. Да и задача газификации населенных пунктов в РФ пока до конца не решена. Во-вторых, это разворот на Восток и увеличение поставок в страны АТР. Будет расти загрузка «Силы Сибири» и, будем надеяться, будет принято окончательное решение по сооружению «Силы Сибири –2». Европа неизбежно оттянет на себя существенные потоки СПГ с азиатского рынка, поэтому в Азии освободится ниша для российского газа. Наконец, третий путь – реализация проектов по сжижению газа и его реализации. Да, у России пока нет собственных технологий крупнотоннажного сжижения, но уже появились наработки в области мало- и среднетоннажного. И производимый в рамках таких проектов СПГ может быть востребован как на внутреннем, так и на внешних рынках. Понятно, что это задачи на средне- и долгосрочную перспективу. Поэтому можно ожидать, что объем добычи и экспорта газа по итогам 2022 года сократится. Но уже в ближайшие годы данная тенденция сменится на противоположную и Россия начнет активно выходить на новые газовые рынки», — заключает эксперт.

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype