С февраля автомобили на российском рынке существенно подорожали, рост цен составил около 30%. К тому же, уход из России многих брендов привел к тому, что россияне вынуждены искать привычные модели на вторичном рынке. В то же время с комплектующими серьезных проблем нет, аналоги пока вполне доступны. Эксперт общественного движения «Автомобилист» Дмитрий Клевцов в своей колонке рассказывает, как будет развиваться спрос на автомобильном рынке РФ, и почему российскому автопрому вряд ли удастся полностью перейти на отечественную продукцию.
Почему взлетели цены на автомобили
Ситуацию на российском рынке автотранспорта сейчас можно описать как хаотическую. После начала спецоперации люди, которым позволяли средства, начали активно их вкладывать в «долгосрочные» покупки: недвижимость, автомобили и т. д. Это простимулировало рынок автомобилей, в том числе вторичный, к повышению цен. На вторичном рынке они выросли примерно на 30% и тренда к снижению до сих пор не прослеживалось даже в период максимального снижения курса доллара.
На росте цен сказалось и то, что многие бренды качественных европейских, американских и японских автомобилей ушли из России. По закону о защите прав потребителя, на российском рынке гарантийные обязательства несет либо производитель, либо продавец. Ранее дилеры выполняли работы по обслуживанию и выставляли счет бренду, а после ухода многих брендов, все затраты ложатся на продавцов, которые изначально закладывает в стоимость автомобиля сервисное обслуживание и риски гарантийного обслуживания.
В настоящее время, по сути, открыта дорога только для отечественного автопрома, у которого проблемы с комплектующими. У нас сейчас разрабатываются модели с повышенным уровнем импортозамещения, но оно идет за счет упрощения систем безопасности транспортного средства. Многие потребители, уже избалованные хорошими, качественными автомобилями, уже не хотят возвращаться к современным моделям той же «Лады».
Плюс сейчас достаточно агрессивно проявляют себя на рынке РФ китайские автопроизводители. Уже окончательно договорились, что на производственных площадках ушедшего из России концерна Renault в Москве будут собираться китайские JAC. Уже в 2022 году планируют собрать несколько сотен автомобилей, но далеко не все российские потребители готовы покупать и «китайцев». Именно поэтому очень многие обратили внимание на вторичный рынок автомобилей: потребитель хочет приобрести привычную для себя модель, но не имеет возможности сделать это на первичном рынке. Приток новых покупателей на вторичный рынок и вызвал рост цен.
С другой стороны, огромное количество людей, планировавших покупку автомобиля, были вынуждены ее отложить. Дело в том, что львиная доля новых транспортных средств покупается через кредитные программы, но ЦБ повысил ставки, и такая схема стала невыгодной для потребителя. Многим пришлось отложить обновление своего автопарка, так как люди уже просто не понимали, что могут купить на имеющиеся у них деньги.
Но ситуация может измениться очень быстро. Например, если курс доллара будет расти, многие потребители, пытаясь сохранить свои сбережения, вновь начнут смотреть в сторону приобретения автомобилей, как новых, так и подержанных. Учитывая, что доллар уже начал расти, мы прогнозируем всплеск продаж.
Полная комплектация
С автомобильными запчастями ситуация попроще, особенно после того, как был легализован параллельный импорт. Плюс были довольно крупные запасы комплектующих. Есть определенные сложности с оригинальными запачастями от официалов, но проблем с аналогами нет, многие автовладельцы на фоне роста цен начали переключаться именно на них.
Главное здесь – не путать аналоги с контрафактом. Глобализация экономики привела к тому, что нет ни одного производителя, который все выпускал бы самостоятельно. Даже крупнейшие производители не выпускают сами полный спектр комплектующих. Например, Toyota собственную электронику не выпускает, для нее это делает концерн Denso. Также Toyota не выпускает свечи для своих автомобилей, а размещает заказы на партии свеч, например, на заводах германской BOSCH. Так вот, аналоговым замещением будет, если я для своей Toyota куплю, условно говоря, свечи производства той же BOSCH. Так что здесь качество не страдает.
Причем если раньше официал при гарантийном обслуживании был обязан ставить оригинальную запчасть, то сейчас, после ухода многих брендов, продавец не связан договорными отношениями и может поставить аналог, что, зачастую, существенно дешевле.
С контрафактом ситуация иная. В отличие от аналогов, контрафактная продукция не отвечает заявленным требованиям производителя. С такими запчастями действительно будут возникать сложности. Использование заведомо некачественных автокомпонентнов приводит к сокращению интервала между техобслуживанием. Допустим, если брать дешевый китайский сайлентблок (предохраняет подвеску от деформации), то с ним автомобиль проедет 20 тыс. километров, прежде чем придется менять эту деталь, тогда как оригинальный сайлентблок выдерживает 100-150 тыс. километров.
Глобализация и диверсификация
Глобальная экономика означает широкую диверсификацию производства. Поэтому если кто-то думает, что Россия сейчас начнет производить все сама, он глубоко заблуждается. Конечно, очень интересно посмотреть на проводящийся прямо сейчас эксперимент с нашим автопромом, когда эксперты заверяют, что мы сможем полностью все импортозаместить. Физически это, вероятно, возможно, но имеет ли смысл? Попытки самостоятельно выпускать все комплектующие приведут к неминуемому увеличению себестоимости производства. Можно привести такое сравнение: любой человек может выращивать у себя на участке зерно, перемалывать его в муку, купить домашнюю хлебопекарню и печь дома хлеб. Но подавляющее большинство людей этого не делает. Мы идем в магазин, выбираем товар нужного нам качества и платим за него рыночную цену.