Сокращение поставок по Каспийской трубе станет проблемой для европейских НПЗ

Пятибальный шторм близ Новороссийска нанес повреждения выносных причальных устройств на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума в канун приезда президента США Джо Байдена в Европу, где в четверг планируется обсуждение введения нефтегазового эмбарго в отношении России. Затруднительное контрактование запчастей, вызванное самосанкциями вынудило консорциум. Эксперты считают, что сокращение отгрузки приведет к серьезным проблемам деятельности на европейских НПЗ и с высокой долей вероятности станет еще одним, возможно решающим, аргументом в пользу того, чтобы Европа приняла взвешенное решение и воздержалась от резких шагов по отношению к российскому нефтегазовому комплексу.

Он сам пришел

Шторм, который разразился у берегов Новороссийска близ терминалов Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), повредил выносные причальные устройства (ВПУ), два из которых были обследованы во вторник. Что же касается третьего, то по словам главы компании Николая Горбаня, его ревизия пока не проведена из-за неблагоприятных погодных условий. В настоящее время отгрузка нефти на морском терминале полностью остановлена. По словам Горбаня, поставки нефти с КТК в марте и апреле могут упасть в пять раз. Месячные поставки с КТК составляют порядка 5,5 млн тонн нефти.

«Погрузка на морском терминале остановлена полностью… Приём по трубопроводу происходит, но ёмкости резервуарной у нас осталось только до следующего вечера — завтрашнего дня», — отметил глава КТК.

Ремонт двух поврежденных выносных причальных устройств на терминале КТК в Черном море может занять 1,5-2 месяца, заявил замминистра энергетики РФ Павел Сорокин через пресс-службу.

Согласно заявлению консорциума, в распоряжении КТК имеется аварийный комплект для замены необходимых шлангов. «Однако контрактование поставки запчастей ВПУ в текущей конъюнктуре рынка может вызвать значительные затруднения», — отмечается в сообщении.

«Это все импортные комплектующие, на сегодняшний день они у нас в наличии есть, дальнейшие поставки, я пока не берусь прогнозировать, но, скорее всего, будут проблемы, потому что на сегодняшний день многие поставщики отказываются поставлять и работать», — сказал глава КТК журналистам.

По его словам, компания на данный момент прорабатывает вопрос замещения иностранного оборудования, но пока конкретных результатов нет.

Не рой другому яму

А между тем стоит напомнить, что КТК – это международный консорциум, в числе участников которого кроме российских и казахских компаний присутствуют американские Chevron и Exxon, голландская Shell, итальянская Eni и многие другие иностранные компании. А нефть поставляется в Италию, Францию, Испанию и США. Сейчас Казахстан прорабатывает возможности увеличения отгрузки нефти на экспорт по альтернативным маршрутам, сообщила пресс-служба министерства энергетики страны

По словам Кирилла Мельникова, главы центра развития энергетики, авария на отгрузочном комплексе КТК потенциально может убрать с рынка 1 млн баррелей нефти, которая транспортировалась по этому маршруту из Казахстана.

«Точный объём потерь пока неясен, поскольку трейдеры ждут, насколько вырастут отгрузки казахской нефти через Усть-Лугу и альтернативным маршрутом через Каспий и нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан», — говорит собеседник.


После сообщения КТК о полной остановке отгрузки сырья, цены на нефть ускорили рост, суммарно прибавив за сутки $5 за баррель.  

По словам Екатерины Косаревой, управляющего партнера WMT Consult, это не предел и винить в сложившейся ситуации стоит не только разбушевавшийся шторм.

«Глава консорциума не зря сделал акцент на комплектующих, поставка которых сегодня затруднена из-за самосанкций. Иностранные компании, отказываясь поставлять необходимое оборудование сами себе роют яму. И ситуация с аварией на КТК лишнее тому доказательство. Остановка отгрузки станет серьезным испытанием для НПЗ юго-западной Европы», — отмечает собеседник «Известий».

По словам вице-премьера Александра Новака, повреждение причалов Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) может серьезно отразиться на мировых рынках нефти.

«По оценке специалистов, это (восстановление причалов — ред.) займет некоторое время, как докладывали коллеги — примерно полтора-два месяца. В этот период этот объем нефти на мировые рынки может не поставляться, что может серьезно сказаться на рынках нефти», — сказал он в ходе правительственного часа в Госдуме.

От норм потребления до коллапса

Шторм близ Новороссийска нанес повреждения выносных причальных устройств на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума в канун приезда президента США Джо Байдена в Европу, где в четверг планируется обсуждение введения нефтегазового эмбарго в отношении России.

Как справедливо заметил Александр Новак, санкции против России могут вызвать нехватку дизельного топлива и вынудить европейские власти ввести нормы потребления топлива. В целом же рост цен на энергоресурсы в мире, по словам Новака, будет непредсказуемым, если против нефти и газа России будут вводиться санкции, без российских углеводородов случится коллапс.
По словам Валерия Андрианова, доцента Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК, прерывание детальности КТК вкупе с угрозой введение санкций против нефтяного экспорта из России это создает большую угрозу для рыночной конъюнктуры.

«По прогнозу МЭА, ограничительные меры против Росси могут лишить Европу 2,7 млн баррелей нефти в сутки и 1 млн баррелей нефтепродуктов в сутки. Европа потребляет около 13 млн баррелей в сутки жидких углеводородов в сутки, и поэтому потеря более чем трети ее импорта (российская нефть плюс сырье КТК) может привести к коллапсу ее экономики. В этом случае действительно можно ожидать роста котировок и до $300 за баррель. Такое нарушение поставок приведет к необходимости перестраивать всю систему логистики углеводородных ресурсов, что отразится на рынках нефти и газа в других регионах», — говорит собеседник.

Андрианов отмечает, что ситуацию усугубляет отказ Саудовской Аравии и других ближневосточных монархий распечатывать резервные мощности и увеличивать экспорт сырья. А иных источников, способных в короткие сроки компенсировать выбывающие с рынка объемы, сегодня в мире просто нет. Наряду с этим, по словам Кирилла Мельникова, в тоже время есть и предпосылки к тому, что спрос на Urals в новых условиях вырастет.

«В Европе могли бы сделать определенные выводы и поскольку страны ЕС в целом не готовы немедленно отказаться от российской нефти, перспективы перебоев могут заставить их активизировать ее закупки в моменте», — считает Мельников.

А Валерий Андрианов и вовсе считает, что сегодня с высокой долей вероятности можно предположить, что ограничение поставок КТК станет еще одним, возможно решающим, аргументом в пользу того, чтобы Европа приняла взвешенное решение и воздержалась от резких шагов по отношению к российскому нефтегазовому комплексу.

«Думается, именно такие соображения будут превалировать в ходе переговоров представителей европейских стран с Президентом США Джо Байденом, которые состоятся 24 марта», — заключает собеседник.

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype