Такого мнения придерживается эксперт аналитического центра ИнфоТЭК, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов комментируя возможное введение эмбарго против российской нефти. Однако в большей степени он уверен, что призывы отдельных членов Евросоюза перекрыть импорт нефти из России вряд ли воплотятся в реальность.
Напомним, что министры стран Евросоюза на встрече в Брюсселе обсудили, но не принимали решений по санкциям в отношении импорта энергоносителей из России, сказал глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель на пресс-конференции после совета министров по иностранным делам и обороне государств союза.
«Среди многих вещей, которые обсуждались сегодня касательно ситуации на Украине, некоторые страны-члены подняли вопросы, связанные с энергетикой… никаких решений принято не было, но эта и другие возможные меры анализировались министрами… Сегодня не был день для принятия решений, но для анализа возможных действий, которые могут быть предприняты в будущем», — ответил он на вопрос об обсуждении возможности запрета на импорт энергоносителей из России.
Боррель отметил, что речь идет, в частности, о поиске «эффективной реакции», которая не стала бы бременем для Евросоюза.
Валерий Андрианов, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, считает, что призывы отдельных членов Евросоюза перекрыть импорт нефти из России вряд ли воплотятся в реальность.
«Сегодня зависимость той же Германии от российской нефти – критическая, альтернативных источников поставок практически не существует. Многочисленные попытки договориться с различными игроками мирового рынка – Венесуэлой, Ираном, ближневосточными монархиями – об увеличении производства и экспорта нефтяного сырья по разным причинам не увенчались успехом» — говорит эксперт, отмечая, что если «эта малореальная угроза будет все-таки осуществлена, то у России найдутся возможности «пристроить» свои баррели на мировом рынке».
«Уже существующая инфраструктура позволяет увеличить поставки нефти в АТР примерно на 500 тыс. барр./сут. Эта цифра включает в себя увеличение загрузки магистрали ВСТО до максимального уровня (при мощности в 1,6 млн барр./сут. к концу прошлого года по данной магистрали прокачивалось около 1,3 млн барр./сут.) плюс дополнительные поставки в 200 тыс. барр./сут. по железной дороге. Для сравнения, нынешний объем российского нефтяного экспорта составляет 4 млн барр./сут, из них около трети отгружается через северо-западные порты Приморск и Усть-Луга в Балтийском море, а около 750 тыс. б/с направляется в Европу по трубопроводу», — отмечает собеседник.
По мнению Андрианова, в перспективе же возможно наращивание поставок в АТР как за счет развития существующей трубопроводной инфраструктуры (Россия и Казахстан договорились создать рабочую группу по вопросу увеличения транзита нефти в КНР), так и переориентации танкерных поставок нефти.
«Мы видим, что та же Индия с удовольствием приобретает дополнительные партии российской нефти, от которой якобы отказываются европейские и американские компании.
Думается, что в перспективе и многие европейские покупатели, которые сегодня (еще до введения официальных санкций) отказываются от приобретений партий российской нефти, начнут искать варианты её закупок через подставные структуры, через третьих лиц. Подобные схемы уже прекрасно отработаны на примере иранской нефти – значительные ее объемы сегодня направляются в Китай вопреки всяческим западным санкциям. Теперь же и европейские компании, включая мейджоров, смогут принять участие в этой игре, только теперь уже не с иранской, а с российской нефтью», — отмечает доцент Финансового университета.
Яркий пример такой «игры в санкции» мы видим в процессе демонстративного ухода из России западных корпораций. Так, британская ВР заявила об уходе из России еще 27 февраля, но по сей день не предприняла абсолютно никаких шагов, чтобы реализовать свою угрозу на практике. Преимущества России (наличие огромной ресурсной базы и привлекательных проектов) заставляет ВР и других мейджеров максимально тянуть время, говорить одно, а делать другое. И даже в случае введения новых санкций против нефтяной отрасли РФ (что, повторюсь, маловероятно), такой «саботаж санкций» со стороны крупнейших игроков будет продолжаться.
«Вряд ли кто захочет реально жертвовать своими крупными доходами ради кратковременной политической конъюнктуры», — заключает собеседник.
А между тем, мировые цены на нефть во вторник утром растут более чем на 2,5% на фоне обсуждения в ЕС санкций против российской нефтяной отрасли, свидетельствуют данные торгов.
По состоянию на 8.32 мск цена майских фьючерсов на нефть марки Brent росла на 2,85% — до $118,91 за баррель, майских фьючерсов на WTI — на 2,6%, до $112,81.