Как отмечается в свежем энергодайджесте компании EY, текущая неделя для сырьевых рынков выдалась более спокойной, чем прошлая. Так, стоимость алюминия на Лондонской бирже металлов снизилась на 4% по сравнению с началом месяца, а спотовые цены на газ на европейском хабе TTF отскочили назад на 58% после обновления исторических максимумов 7 марта.
«Впервые с начала марта котировки Brent опустились ниже $110 за баррель, однако на данный момент прогнозы по ним выше, чем в начале месяца (см. рис. 1). Если 1 марта на второй и третий кварталы стоимость барреля ожидалась на уровне $79,5 и $77,0, то уже к середине месяца эти оценки выросли на $8,0 и на $4,7 соответственно. Ожидания по средней стоимости бочки нефти марки Brent на 2022 год скорректировались чуть менее чем на $3 в сторону повышения», – отмечают эксперты EY.
В дайджесте также отмечается, что, согласно опубликованному на днях краткосрочному прогнозу EIA (см. рис. 2), объемы суточной добычи в США уже к июлю перевалят за отметку в 12 млн барр. Для сравнения, в январском прогнозе такой уровень ожидался не ранее ноября. А к августу следующего года они превысят 13 млн барр. (в предыдущем отчете о таких величинах даже не шла речь).
«В среднем по 2022 году прогнозируется семипроцентный рост добычи по сравнению с прошлым годом (до 12,03 млн барр. в сутки), а в 2023 году ожидается увеличение еще на 8% (до 12,99 млн барр. в сутки). При этом на ключевых месторождениях наблюдается падение производительности на буровую установку. Так, в феврале в Пермском бассейне этот показатель сократился на 22% г-к-г, а на формациях Bakken и Eagle Ford – на 21% и 9% соответственно (см. рис. 3)», – говорится в обзоре.
Подчеркивается также, что количество пробуренных, но незаконченных скважин вот уже несколько лет подряд неуклонно снижается, поскольку добывающие компании в большей степени сосредоточены не на наращивании капитальных вложений, а на удовлетворении интересов инвесторов, в том числе за счет обеспечения свободных денежных средств и выплаты дивидендов. В феврале 2022 года число таких скважин уменьшилось на 3% за месяц и на 40% за год, причем почти половина годового сокращения пришлась на Пермский бассейн.
«В прошлом году объем инвестиций четырех крупнейших сланцевых пионеров снизился на 8% по сравнению с доковидным 2019 годом, а показатель чистый долг/EBITDA – в среднем с 1,5 до 0,9. И здесь возникает вопрос: насколько инвесторы готовы пожертвовать дивидендами на пути к 13 млн барр. в сутки, уже имея опыт многолетних убытков и долгов по сланцевым проектам в те моменты, когда добыча росла ускоренными темпами?», – обозначают дилемму эксперты.