Минэнерго разработало антикризисный план для ТЭК

Ключевые меры поддержки нефтяников коснутся снижения налогов — переход на уплату НДПИ по фактическим ценам реализации, а не по мировым ценам, и продления сроков модернизации НПЗ — предлагается на два года продлить сроки модернизации НПЗ по заключенным соглашениям с нефтекомпаниями. Об этом сообщает «Коммерсант».

На фоне масштабных санкций Запада против российского энергокомплекса Минэнерго направило в правительство обширный список мер поддержки. Часть предложений может войти в готовящийся правительством «план первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления». Минэнерго признает, что подведомственные ей сектора экономики — электроэнергетика, нефть, газ и уголь — в условиях санкций уже не смогут выполнить заявленные планы по декарбонизации к 2050 году.

Наиболее объемный комплекс мер поддержки Минэнерго разработало для сектора электроэнергетики — предложения ведомства могут кардинально поменять устоявшиеся правила работы рынка и, по сути, ослабят ответственность энергетиков, а часть решений будет приниматься не на уровне участников сектора, а на уровне правительства.

Минэнерго предлагает установить особый режим начисления штрафов за задержку вводов объектов по программе модернизации старых ТЭС и новой ВИЭ-генерации «для недопущения резкого роста штрафных санкций», а правительство наделить возможностью вносить изменения в сроки начала и окончания поставки мощности проектов, прошедших конкурсные отборы. Подразумевается ли под этим полная отмена штрафов, в министерстве не уточнили. Все новые проекты в электроэнергетике реализуются по программе договоров поставки мощности (сроки строго нормированы, за их нарушение предусмотрены штрафы), гарантирующих возврат инвестиций за счет оптового энергорынка.

Энергокомпаниям с госучастием предлагается в первоочередном порядке разрешить направлять прибыль за 2021 год на реализацию инвестпрограмм без выплаты дивидендов. «Россети», кроме того, смогут не нести тарифных последствий при неисполнении инвестиционной программы в 2022–2023 годах (недоинвестированные средства вычитают из тарифов). Вместе с тем индексировать тариф на передачу для «Россетей» предлагается не с 1 июля, а уже с 1 апреля с учетом фактической инфляции, которая, по оценкам аналитиков для ЦБ, может составить 20%. Такие же темпы повышения тарифов предлагаются для генерации в неценовых зонах, к которым, например, относятся активы «РусГидро» на Дальнем Востоке и ТЭС «Интер РАО» в Калининграде.

Отдельно закрепляется возможность докапитализации «Россетей» на 82,6 млрд руб. (доля государства вырастет с 88,04% до 91,6%) и «РусГидро» (до 34,4 млрд руб. с ростом доли до 64,5%) для выполнения плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Основные антикризисные меры для нефтекомпаний касаются снижения налоговой нагрузки.

Ключевое решение — переход на уплату НДПИ по фактическим ценам реализации, а не по мировым ценам.

Также Минэнерго «в связи с риском резкого роста стоимости затрат при добыче нефти» предлагает увеличить размер предельных затрат при расчете налога на дополнительный доход (НДД) для третьей группы, куда входят зрелые месторождения в Западной Сибири. Это должно снизить налоговую нагрузку для таких активов, поскольку налоговая база для них определяется как разность между выручкой от продаж нефти и затратами.

Кроме того, Минэнерго предлагает на два года продлить сроки модернизации НПЗ по заключенным соглашениям с нефтекомпаниями — в течение срока модернизации компании получают из бюджета дополнительные выплаты. Сейчас нефтяники должны завершить модернизацию в 2026 году, но в конце февраля ЕС ввел санкции против российской нефтеперерабатывающей отрасли, что потенциально может негативно сказаться на сроках окончания работ.

Также в условиях профицита нефтепродуктов и отказа зарубежных трейдеров от сделок по покупке российского топлива предлагается временно освободить компании от ответственности за невыполнение нормативов продаж топлива на бирже (для бензина — 11%, дизтоплива — 7,5% от производства). Сейчас наблюдается наращивание объемов продаж на бирже, что говорит о наличии спроса и востребованности этого механизма, сообщили в ФАС.

Минэнерго также предлагает легализовать продажу алкоголя на заправках — эту идею не один год лоббирует Российский топливный союз (объединяет независимые АЗС). Минэнерго и Минфин могут рассмотреть вопрос признания бензина и дизтоплива социально значимыми товарами «с запуском соответствующих механизмов социальной поддержки».

В секторе нефтехимии план предусматривает проработку изменения системы ценообразования на нефтепродукты, полиэтилен и полипропилен для поддержки маржи производителей, обеспечивающих внутренний рынок. Источники в отрасли отмечают, что речь может идти о введении регулирования цен на полимеры, а также сырье для их производства (нафты и СУГ). Согласно биржевым котировкам, от которых российские предприятия считают нетбэки, цены на полиэтилен высокой плотности сейчас находятся на уровне €1,55 тыс. за тонну HDPE NWE (Северо-Западная Европа) FD, что на 17–22% ниже пиковых значений апреля 2021 года. По мнению аналитиков, стоимость основных видов пластиков в России может на фоне девальвации рубля увеличиться на 25–30%.

Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в vk
VK
Поделиться в email
Email
Поделиться в skype
Skype