Взлет нефтяных котировок на фоне украинского конфликта: прогноз Rystad Energy

Риск роста нефтяных котировок в связи с обострением геополитической ситуации вокруг Украины нависал над нефтяным рынком с начала 2022 года, однако все равно стал большой неожиданностью для его участников (см. рис.1). По оценкам Rystad Energy, стоимость нефти марки Brent может оказаться на уровне $130 за баррель в июне этого года в случае ухода с мирового рынка 1 млн б/с российской нефти. Однако цена может быть и выше, на момент написания статьи Brent уже торговалась на уровне $110/барр (не исключаем и спекулятивную составляющую), а перебои с поставками с российских портов уже начались, хотя обширные санкции формально против российской энергетики еще не были введены.

Текущие колебания цен будут иметь различные последствия для рынка нефти. Европа на 25% зависит от импорта нефти из России, а текущая конфигурация инфраструктуры не позволит региону резко переключиться с трубопроводных поставок нефти и нефтепродуктов на морские. На динамику цен, в свою очередь, также будет оказывать влияние решения ОПЕК+ по квотам на добычу и возможное снятие санкций с экспорта нефти из Ирана.  

По оценкам Rystad Energy, 1 млн б/с – это те объемы поставок из России, которые сейчас находятся под наибольшим риском. Они включают 750 тыс. б/с российского экспорта в Европу по трубопроводу «Дружба», пролегающему по территории Украины и Белоруссии, а также 250 тыс. б/с из 2 млн б/с, отгружаемых с морских портов Черного моря. В свой сценарий Rystad Energy закладывает перебои в поставках минимум до июня этого года, за это время резервы стран ОЭСР сократятся на 1 млн б/с. Еще до всех событий Rystad Energy закладывал в прогноз рост резервов на 800 тыс. б/с.  

В рассматриваемом сценарии низкий уровень запасов будет толкать котировки Brent вверх до $130/барр. в июне этого года. Около $25/барр. будет приходиться на наценку за геополитические риски, остальные $105/барр объясняются низким уровнем нефтяных резервов.

Реакция нефтяных котировок на текущий военный конфликт будет куда более бурная, чем это было в 2008 году или во время Арабской весны. Оценка в 1 млн б/с «выпадающих» с рынка нефти объемов эквивалентна 1,2% текущей мировой добычи нефти и конденсата (82 млн б/с в феврале 2022 года). Текущий анализ не включает 1,5 млн б/с экспорта нефтепродуктов из России.   

Сейчас Россия производит 11,1 млн б/с нефти и конденсата, около половины этих объемов экспортируется, другая половина перерабатывается на отечественных НПЗ. Rystad Energy оценивает суммарный объем нефтехранилищ в России в 500 млн баррелей, включая инфраструктурные объекты НПЗ и морских портов, но исключая объемы нефти в трубопроводах и железнодорожных вагонах. Если геополитическая ситуация вынудит зарубежные компании, импортирующие российскую нефть, снизить объемы переработки, нефтехранилища в России могут быстро наполниться, и единственным выходом для добычных предприятий будет, как и в апреле 2020 года, остановка работы скважин. 

Экспорт российской нефти относительно сбалансирован по регионам и странам поставки (см. рис. 2). Из текущих 4 млн б/с, экспортируемых в страны вне СНГ, около трети отгружается через северо-западные порты Приморск и Усть-Луга в Балтийском море. Около 750 тыс. б/с направляется в Европу по трубопроводу, еще 830 тыс. б/с – в Китай также по трубопроводу. 

Основной маршрут российских трубопроводных поставок нефти в Европу – трубопровод «Дружба» мощностью 1 млн б/с. Половина этих объемов поставляется на НПЗ Белоруссии, вторая половина – в другие европейские страны. По «Дружбе» также экспортируются нефтепродукты из России. В Китай нефть поставляется по трубопроводной системе «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Если с поставками нефти по трубопроводу в Европу начнутся перебои, перенаправить эти объемы будет почти некуда. Мощность ВСТО составляет 1,6 млн б/с, к концу прошлого года около 1,3 млн б/с были задействованы для поставок.

Россия также экспортирует около 200 тыс. б/с нефти в Китай по трубопроводу через Казахстан, но его мощность составляет всего 400 тыс. б/с. У России также есть возможность экспортировать нефть в Китай по железной дороге, но Rystad Energy оценивает максимально возможные объемы таких поставок в 200 тыс. б/с. В итоге объемы нефти, которая Россия может перенаправить из Европы в Азию, оцениваются сейчас в 500 тыс. б/с.  

Основной российский сорт Urals отгружается преимущественно из морского порта в Новороссийске в Черном море и балтийских портов Усть-Луга и Приморск и оттуда экспортируется в Европу.

Важно отметить, что Россия экспортирует не только нефть «российского производства». Помимо 4 млн б/с, экспортируемых в страны вне СНГ, страна транспортирует 1,5 млн б/с азербайджанской и казахстанской нефти, преимущественно смесь CPC. Она перекачивается по трубопроводу до порта Новороссийск (в январе 2022 года общий объем поставок нефти с этого порта составил 1,6 млн б/с). Rystad Energy считает, что помимо «Дружбы», порты в Черном море будут нести наибольшие потери с связи с конфликтом. Риски перебоя в поставках через Балтийское и Баренцево море менее выражены, хотя в текущих условиях все возможно. Дальневосточные поставки сорта ВСТО наиболее защищены от последствий конфликта, поскольку предназначены для азиатского рынка.  

Конфликт разгорелся в сердце Европы, и если в него будут вовлекаться все больше сил, включая другие страны, это приведет к еще большему росту геополитических рисков и цен на нефть. С другой стороны, давление на нефтяные котировки будет оказывает долгосрочное снижение спроса как в России, так и в других регионах, которое, увы, неминуемо ввиду текущего конфликта и санкций.

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype