Во вторник СПбМТСБ сообщила, что с 1 марта стоимость каждой заявки, поданной одним участником торгов по одному инструменту в течение одного торгового дня, не приведшей к заключению сделки, составит 5000 рублей за одну заявку начиная с 31-й холостой заявки.
В настоящее время штраф за холостые заявки составляет 1500 рублей за одну заявку начиная с 51-й заявки. Эти штрафы не облагаются НДС.
Биржа указала в сообщении, что изменение тарифа является одной из мер, разработанных в соответствии с предписанием Банка России, и оно направлено на дестимулирование использования участниками торгов недобросовестных торговых практик (речь идет об использовании роботов).
Повышение штрафа за холостые заявки до 5000 рублей начиная с 31-й заявки обсуждалось на Совете секции «Нефтепродукты» в конце 2021 года. Тогда участники Совета проголосовали против этой инициативы.
Резкий рост штрафов за холостые заявки приведет к увеличению транзакционных издержек покупателей нефтепродуктов на биржевых торгах.
Обходить штрафы за холостые заявки можно регистрацией дополнительных юрлиц в качестве участников торгов. Это не поощряемый, но легальный способ, если он не используется для оптимизации налогов.
В таком случае покупателю придется как минимум удвоить количество его юрлиц на торгах. Однако увеличение числа юрлиц на биржевых торгах приведет к росту операционных расходов. Кроме того, биржа не регистрирует в качестве участников торгов недавно созданные компании.
Второй путь — постоянно платить штрафы за холостые заявки. По оценкам трейдеров, в зависимости от рыночной ситуации дополнительные расходы на штрафы могут достигать 500–800 тыс. ₽ в день.
5000 рублей без НДС за одну холостую заявку — это 100 рублей дополнительных затрат на тонну бензина для покупателя, работающего на основной системе налогообложения. Эта цифра может показаться незначительной в спокойной рыночной ситуации и на фоне привлекательной розничной маржи.
Однако летом в условиях нехватки бензина, когда мелкооптовая цена товара выше розничной и на счету каждая копейка, такие штрафы лягут тяжелым грузом на независимые сети АЗС и торговые компании.
Увеличение штрафов за холостые заявки потенциально может усилить ценовую волатильность на рынке нефтепродуктов, что чревато паникой на бирже в периоды нехватки товара. В условия дефицита покупатели будут шагать в стаканах не на 1 рубль, и не на 10 рублей, а сразу на 100 рублей. Если штраф за холостую заявку составляет 100 рубля за тонну для компании, работающей на основной системе налогообложения, на эти же 100 рублей можно шагать вверх без потерь, выставляя заявки на покупку товара.
Резкий рост штрафов за холостые заявки ставит крест на брокеридже на рынке нефтепродуктов. Заявки клиентов, поданные в рамках поручений брокеру, расходуют бесплатный лимит заявок брокера. В связи с этим брокеру выгоднее переключиться на трейдинг и в первую очередь исполнять заявки в рамках собственного плана закупки и лишь после этого заявки клиентов.
Решение биржи резко повысить штрафы за холостые заявки не только стало неприятным сюрпризом для участников торгов, но и не было согласовано с ФАС России, рассказали собеседники. По их словам, ряд участников торгов, а также профильные объединения уже готовят жалобы в ФАС России.
«Вместо того, чтобы насыщать рынок товаром, идет попытка задушить спрос. Не могу поверить, что ЦБ действительно на это пошел», — сказал собеседник.
Он добавил, что в прошлом году Банк России и «Роснефть» плотно работали по теме роботов и другим вопросам, и между ними возникло взаимопонимание.
Наконец, резкое повышение штрафа за холостые заявки и игнорирование решения Совета секции Нефтепродукты отражает возможности «системных» организаций, объединяющих независимых участников рынка, а также ограниченность пространства для диалога. Это один из тех примеров, когда вероятность достижения приемлемых для всех договоренностей стремится к нулю из-за слишком сильного расхождения позиций сторон.
Михаил Турукалов, гендиректор независимого агентства «Аналитика товарных рынков».
