Минфин подготовил законопроект, вносящий корректировки в бензиновый и дизельный демпферы, который уже согласован профильными ведомствами.
Согласно тексту этого законопроекта, предполагается лишь увеличить коэффициент компенсации между нетбэком и условной ценой с 0,68 до 0,83 для бензина, и с 0,65 до 0,83 для дизтоплива. При этом сами условные цены бензина и дизтоплива в формуле демпфера останутся на текущий уровнях, и их рост в дальнейшем будет происходить в соответствии с параметрами, определенными действующим Налоговым кодексом РФ.
Кроме того, предлагается снизить допустимый лимит превышения оптовой цены дизтоплива на рынке европейской части РФ над его условной ценой с 20% до 15%. Лимит превышения оптовой цены бензина Аи-92 на рынке европейской части РФ над условной ценой бензина останется на уровне 10%. При несоблюдении хотя бы одного из этих лимитов нефтяные компании теряют оба демпфера — и бензиновый, и дизельный.
Предполагается, что законопроект вступит в силу через месяц после его принятия, но не ранее 1 числа очередного налогового периода. По состоянию на 24 января этот законопроект еще не был внесен в правительство, кроме того, его необходимо рассмотреть в Госдуме.
Ранее ФАС России заявляла о намерении установить отдельные лимиты выплаты демпферов по сезонно востребованным сортам дизтоплива, а не по среднеарифметическому индексу для ДТЛ, ДТМ и ДТЗ. В законопроекте Минфина отдельные лимиты не предусмотрены.
Между тем порядок расчета средней цены дизтоплива определяется не Налоговым кодексом, а приказом ФАС России от 12 ноября 2021 года № 1257/21. Таким образом, ФАС может самостоятельно установить лимит выплаты демпферов по сезонным сортам дизтоплива без внесения изменений в Налоговый кодекс.
К чему приведет изменение демпферов
Если рассчитать предварительные январские демпферы в соответствии с новыми условиями, то демпфер для бензина может составить примерно 24800 ₽/т, что на 25% больше в сравнении с результатом расчета по действующей формуле, и демпфер для дизтоплива — 19800 ₽/т (+31% к расчету по текущей формуле).
24 января средний по европейской части РФ дисконт к 5-дневному нетбэку с учетом демпфера для Аи-92 составил 8420 ₽/т, для трубного ДТЛ — 2140 ₽/т, и для ж/д партий ДТМ — 220 ₽/т.
Если заложить в расчет нетбэков демпферы, рассчитанные по новым формулам, то 24 января средний по европейской части РФ дисконт к 5-дневному нетбэку с учетом демпфера для Аи-92 мог бы составить 2460 ₽/т. Трубное ДТЛ 24 января торговалось бы с премией к 5-дневному нетбэку с учетом демпфера на уровне 3460 ₽/т, и ж/д партии ДТМ — с премией в 5380 ₽/т.
Таким образом, новые формулы резко увеличивают привлекательность российского рынка дизтоплива для нефтяных компаний, и делают его премиальным в текущих макроэкономических условиях и при сегодняшних биржевых ценах на ДТ.
Внутренний рынок бензина останется непривлекательным для производителей, в связи с чем сохраняется потенциал к удорожанию товара на бирже, в мелком опте и в рознице.
Миру — мир, а ВИНКам деньги
Самым негативным для потребителей нефтепродуктов и бизнеса независимых сетей АЗС является сохранение очень высоких лимитов выплаты демпферов по биржевой цене бензина и дизтоплива.
Производители потеряют демпферы, если биржевая цена Аи-92 в европейской части России превысит 60720 ₽/т, и дизтоплива — 60088 ₽/т. Для сравнения: с мая по декабрь 2021 года эти лимиты составляли 57530 ₽/т по Аи-92, и 60840 ₽/т по дизтопливу.
Задержка корректировки демпферов, весенние ремонты на НПЗ и падение курса рубля на фоне роста мировых котировок нефти и нефтепродуктов могут привести к скачку биржевых цен на бензин и дизтопливо в ближайшие месяцы.
Единственным ограничителем для биржевых цен являются лимиты выплаты демпферов по средним ценам Аи-92 и дизтоплива в европейской части России. Если нефтяные компании разгонят биржевые цены Аи-92 и ДТЛ в мае до близких к лимитам уровней (например, до 60500 ₽/т за Аи-92, и до 60000 ₽/т за ДТЛ в среднем по европейской части РФ), то маржа АЗС Москвы по Аи-92 в мае может составить 4–5%, и по дизтопливу — 7–8%. Маржа московских АЗС по Аи-95 в мае может оказаться на уровне 8–9%.
Что в этом случае получат нефтяники? Рекордную цену реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке: более 60000 рублей за тонну Аи-92 и ДТЛ, и сверху еще как минимум 20000–25000 рублей на тонну в виде демпферов, если новые формулы будут действовать в мае.
Независимые сети АЗС получат убытки по основному виду деятельности и рекомендации развивать продажи кофе и шоколадок.
Российские потребители получат очередной год бодрого роста цен на заправках и высокой инфляции.
Предлагаемые изменения в топливные демпферы вызывают лишь разочарование, так как правительство продолжает заливать деньгами нефтеперерабатывающую отрасль и не ограничивает ее в разгоне оптовых цен на нефтепродукты.
Лимит выплаты демпферов по бензину необходимо снизить до плюс 4–5% к условной цене, по летнему дизтопливу — до плюс 10%, и по ДТЗ — до плюс 12% к условной цене. С учетом поблажек, которые нефтеперерабатывающая отрасль получит после корректировки демпферов, это вполне оправданные ограничители для биржевых цен.
Михаил Турукалов, генеральный директор ООО Независимое агентство «АТР»