Эксперт: изменения в топливные демпферы вызывают лишь разочарование

Минфин подготовил законопроект, вносящий корректировки в бензиновый и дизельный демпферы, который уже согласован профильными ведомствами.

Согласно тексту этого законопроекта, предполагается лишь увеличить коэффициент компенсации между нетбэком и условной ценой с 0,68 до 0,83 для бензина, и с 0,65 до 0,83 для дизтоплива. При этом сами условные цены бензина и дизтоплива в формуле демпфера останутся на текущий уровнях, и их рост в дальнейшем будет происходить в соответствии с параметрами, определенными действующим Налоговым кодексом РФ.

Кроме того, предлагается снизить допустимый лимит превышения оптовой цены дизтоплива на рынке европейской части РФ над его условной ценой с 20% до 15%. Лимит превышения оптовой цены бензина Аи-92 на рынке европейской части РФ над условной ценой бензина останется на уровне 10%. При несоблюдении хотя бы одного из этих лимитов нефтяные компании теряют оба демпфера — и бензиновый, и дизельный.

Предполагается, что законопроект вступит в силу через месяц после его принятия, но не ранее 1 числа очередного налогового периода. По состоянию на 24 января этот законопроект еще не был внесен в правительство, кроме того, его необходимо рассмотреть в Госдуме.

Ранее ФАС России заявляла о намерении установить отдельные лимиты выплаты демпферов по сезонно востребованным сортам дизтоплива, а не по среднеарифметическому индексу для ДТЛ, ДТМ и ДТЗ. В законопроекте Минфина отдельные лимиты не предусмотрены.

Между тем порядок расчета средней цены дизтоплива определяется не Налоговым кодексом, а приказом ФАС России от 12 ноября 2021 года № 1257/21. Таким образом, ФАС может самостоятельно установить лимит выплаты демпферов по сезонным сортам дизтоплива без внесения изменений в Налоговый кодекс.

К чему приведет изменение демпферов

Если рассчитать предварительные январские демпферы в соответствии с новыми условиями, то демпфер для бензина может составить примерно 24800 ₽/т, что на 25% больше в сравнении с результатом расчета по действующей формуле, и демпфер для дизтоплива — 19800 ₽/т (+31% к расчету по текущей формуле).

24 января средний по европейской части РФ дисконт к 5-дневному нетбэку с учетом демпфера для Аи-92 составил 8420 ₽/т, для трубного ДТЛ — 2140 ₽/т, и для ж/д партий ДТМ — 220 ₽/т.

Если заложить в расчет нетбэков демпферы, рассчитанные по новым формулам, то 24 января средний по европейской части РФ дисконт к 5-дневному нетбэку с учетом демпфера для Аи-92 мог бы составить 2460 ₽/т. Трубное ДТЛ 24 января торговалось бы с премией к 5-дневному нетбэку с учетом демпфера на уровне 3460 ₽/т, и ж/д партии ДТМ — с премией в 5380 ₽/т.

Таким образом, новые формулы резко увеличивают привлекательность российского рынка дизтоплива для нефтяных компаний, и делают его премиальным в текущих макроэкономических условиях и при сегодняшних биржевых ценах на ДТ.

Внутренний рынок бензина останется непривлекательным для производителей, в связи с чем сохраняется потенциал к удорожанию товара на бирже, в мелком опте и в рознице.

Миру — мир, а ВИНКам деньги

Самым негативным для потребителей нефтепродуктов и бизнеса независимых сетей АЗС является сохранение очень высоких лимитов выплаты демпферов по биржевой цене бензина и дизтоплива.

Производители потеряют демпферы, если биржевая цена Аи-92 в европейской части России превысит 60720 ₽/т, и дизтоплива — 60088 ₽/т. Для сравнения: с мая по декабрь 2021 года эти лимиты составляли 57530 ₽/т по Аи-92, и 60840 ₽/т по дизтопливу.

Задержка корректировки демпферов, весенние ремонты на НПЗ и падение курса рубля на фоне роста мировых котировок нефти и нефтепродуктов могут привести к скачку биржевых цен на бензин и дизтопливо в ближайшие месяцы.

Единственным ограничителем для биржевых цен являются лимиты выплаты демпферов по средним ценам Аи-92 и дизтоплива в европейской части России. Если нефтяные компании разгонят биржевые цены Аи-92 и ДТЛ в мае до близких к лимитам уровней (например, до 60500 ₽/т за Аи-92, и до 60000 ₽/т за ДТЛ в среднем по европейской части РФ), то маржа АЗС Москвы по Аи-92 в мае может составить 4–5%, и по дизтопливу — 7–8%. Маржа московских АЗС по Аи-95 в мае может оказаться на уровне 8–9%.

Что в этом случае получат нефтяники? Рекордную цену реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке: более 60000 рублей за тонну Аи-92 и ДТЛ, и сверху еще как минимум 20000–25000 рублей на тонну в виде демпферов, если новые формулы будут действовать в мае.

Независимые сети АЗС получат убытки по основному виду деятельности и рекомендации развивать продажи кофе и шоколадок.

Российские потребители получат очередной год бодрого роста цен на заправках и высокой инфляции.

Предлагаемые изменения в топливные демпферы вызывают лишь разочарование, так как правительство продолжает заливать деньгами нефтеперерабатывающую отрасль и не ограничивает ее в разгоне оптовых цен на нефтепродукты.

Лимит выплаты демпферов по бензину необходимо снизить до плюс 4–5% к условной цене, по летнему дизтопливу — до плюс 10%, и по ДТЗ — до плюс 12% к условной цене. С учетом поблажек, которые нефтеперерабатывающая отрасль получит после корректировки демпферов, это вполне оправданные ограничители для биржевых цен.

Михаил Турукалов, генеральный директор ООО Независимое агентство «АТР»

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype