Эксперт: в 2022 году следует говорить о водородной экономике

Водород в 2021 году стал одной из важнейших тем, связанных не только с энергетикой, но и с «зеленой» повесткой, а также декарбонизацией ведущих экономик. Алексей Кашин, основатель «ИнЭнерджи», ведущей российской электрохимической группы компаний, разработчика и производителя источников энергии для транспорта и энергетики, говорит, что 2021 год можно назвать годом «водородного хайпа».

«Анонсировалось такое количество водородных проектов, какого не было за все предыдущие годы. При этом в развитых экономиках идет переход от количества анонсов в качество проектов. В России, к сожалению, пока такого не происходит, мы находимся на уровне деклараций. Хотя есть отдельные инициативы, такие как проекты компании «Н2 Чистая энергетика» (структура, созданная золотодобывающей компанией «Полюс», – ред.). Там достаточно серьезный подход и проработка», – заявил Кашин TEKFACE.

Водородная тема, по словам Кашина, будет продолжать набирать обороты и в новом году, и 2022 год, видимо, будет более практически ориентирован, чем 2021 год. Будет больше конкретных проектов, меньше общих слов.

«Впрочем, следует отметить, что за время «хайпа» непонимания в широких массах относительно того, что такое водород, стало еще больше. Так, появилось много некомпетентных экспертов, которые буквально вчера погрузились в водородную тему, но дают пространные комментарии. Получается, что под словом «водород» люди понимают очень разное. Например, говорят о водородной энергетике, но водород – нечто гораздо большее, чем просто замена одного энергоносителя на другой. Следовало бы говорить о водородной экономике, ведь это декарбонизация существующих отраслей, вся «зеленая» химия, водородный транспорт», – говорит основатель «ИнЭнерджи».

О ценах на водород, по словам Кашина, говорить в достаточной степени бессмысленно, потому что водород как продукт с точки зрения формирования рынка находится в начале пути.

«Никаких устоявшихся цен нет, и более 90% водорода потребляется там же, где производится. Есть, конечно, исключения: например, водород на автозаправках, или пилотные проекты по транспортировке «зеленого» водорода в виде аммиака, или иных соединений. Но это, повторюсь, лишь пилоты. В целом же масштаб цен, который исторически сложился, сохраняет свою актуальность до сих пор – $1-3 за килограмм водорода, когда речь идет о продукте, полученном из природного газа методом паровой конверсии. И $5-10 когда водород получается методом электролиза с использованием энергии, полученной из возобновляемых источников (причем здесь цена ближе к верхней границе). Ничего существенного с точки зрения формирования стоимости здесь не произошло, и вообще говорить о водороде как о commodity преждевременно», – поясняет Кашин.

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype