Эксперт: в 2022 году стоит ожидать роста стоимости солнечной энергии

По словам Дарьи Мельник, старшего аналитика Rystad Energy, последние два года стали настоящим вызовом не только для мирового нефтегаза, но и для возобновляемых источников энергии. Локдауны, перебои в поставках и ограничения предложения привели к росту цен на основные компоненты, используемые в строительстве электростанций на ВИЭ. И если стоимость ветряных турбин увеличилась незначительно в связи с ростом цен на сталь, изготовление солнечных панелей подорожало на 50% относительно 2020 года.

«Главным драйвером стал рост цен на поликристаллический кремний (поликремний) – основной компонент в производстве панелей. С января 2020-го по октябрь текущего года стоимость поликремния выросла на впечатляющие 300%! Цены на прочие компоненты, включая серебро, медь и алюминий, также демонстрировали рост, хоть и более скромными темпами. Rystad Energy ожидает, что в следующем году рост цен на все материалы для солнечных панелей продолжится. Стоимость поликремния пройдет пик в 2022 году, после чего будет снижаться по мере ввода новых производственных мощностей, а вот цены на металлы все еще будут под давлением дефицита предложения и после 2022 года», — отмечает собеседница TEKFACE.

По мнению Дарьи, помимо стоимости материалов, в 2021 году дорожали морские перевозки: с начала пандемии стоимость фрахта увеличилась в шесть раз. В результате доля транспортных расходов в стоимости солнечных панелей выросла с менее 5% в 2020 году до 12% к концу этого года. В 2022 году изготовители солнечных панелей все еще будут вынуждены нести большие транспортные расходы.

«Из-за растущих цен на материалы и транспортировку стоимость солнечных панелей впервые демонстрирует долгосрочный рост – с менее $0,2/Вт пиковой мощности во втором квартале прошлого года до $0,23/Вт в первой половине этого года и до $0,26/Вт-$0.28/Вт во второй половине. Ожидается, что в 2022 году рост стоимости продолжится и она превысит в среднем $0,35/Вт. Солнечные панели, в свою очередь, – важнейшая составляющая капитальных затрат проекта СЭС. Рост стоимости неизбежно ухудшит экономику проектов в следующем году. Особенно нелегко придется проектам с началом строительства в четвертом квартале текущего года и в 2022 году. По оценкам Rystad Energy, 56% из 90 ГВт мощностей, которые планируются к строительству в 2022 году, находятся в зоне риска и могут быть перенесены на будущее или закрыты насовсем. В случае реализации самого негативного сценария впервые в истории объем установленных мощностей СЭС в следующем году может упасть», — говорит аналитик.

По мнению собеседницы, чтобы сохранить рентабельность, операторы солнечных проектов могут начать согласование более высоких цен на электроэнергию по соглашениям на покупку ВИЭ (Power Purchase Agreement, PPA). Например, в США средняя цена PPA уже поднялась на 30% к октябрю по сравнению с январем 2020 года. В следующем году рост цен PPA может наблюдаться в некоторых регионах, хотя в целом по миру тенденция падения цен, скорее всего, сохранится.

«В этом году впервые замедлился рост установленных мощностей сухопутных ВЭС. В следующем году прирост будет еще меньше, 70 ГВт против 85 ГВт в 2021-ом. Однако это не говорит о начале какого-то долгосрочного тренда. Дело в том, что в 2020 году наблюдался всплеск установленных мощностей в Китае в связи с постепенным снижением льгот для ветряков до их полной отмены. Получать льготы теперь могут только проекты, которые были одобрены до конца 2020 года и подключены к сети до конца 2021-го. Операторы строящихся проектов ускорили ввод мощностей, чтобы получить максимальную выгоду от предоставляемых льгот. В результате в 2020 году прирост установленных мощностей составил 104 ГВт против 44 ГВт в 2019-ом.

Как и в случае с солнечной генерацией, рост стоимости материалов ухудшает экономику предстоящих проектов ВЭС, однако негативный эффект куда менее значительный и

вполне посильный для операторов, и, скорее всего, не сильно скажется на планах по вводу новых ветрогенерирующих мощностей в следующем году.

Другие источники ВИЭ и смежные отрасли (морские ВЭС, водородные электролизеры, гидроаккумулирующие системы, аккумуляторные батареи) уверенно наращивали мощности в этом году и продолжат их наращивать в следующем (суммарно 26 ГВт и 46 ГВт, соответственно).

Несмотря на энергетический кризис, ударивший по Азии и Европе в этом году и показавший опасность слишком быстрого энергоперехода, страны намерены продолжить политику по сокращению использования ископаемых видов топлива и наращиваю ВИЭ в следующем году. По результатам конференции в Глазго страны согласовали поэтапное сокращение использования угля и неэффективных субсидий для ископаемого топлива, что станет одним из направлений национальных политик в 2022 году. Продолжатся работы по развитию рынка торговли квотам на выбросы, что также будет стимулировать рост возобновляемых источников энергии», — заключает Дарья Мельник.

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype