Вопреки штампам: как нефтяные компании стали флагманами декарбонизации

Первоначально являясь атрибутом энергетической моды, проекты по снижению углеродного следа становятся для нефтяных компаний способом адаптации к рискам долгосрочного сжатия нефтяного спроса, констатирует экономический обозреватель Кирилл Родионов.

Разрыв шаблона от ExxonMobil

В ноябре американская ExxonMobil объявила о намерении вложить $15 млрд в проекты по декарбонизации. Ключевым из них станет хаб по улавливанию и хранению углекислого газа в промышленной зоне Хьюстона, который к 2040 году сможет ежегодно улавливать 100 млн тонн CO2, что сопоставимо с годовыми выбросами 20 млн легковых автомобилей на бензиновых двигателях. Для его постройки ExxonMobil объединит усилия с еще десятью компаниями, в том числе нефтехимическими гигантами Dow, INEOS и LyondellBasell.

При этом в планах ExxonMobil – также нарастить мощности уже действующего хаба по улавливанию углерода в Вайоминге, инвестировать в удешевление производства водорода и использовать завод собственной канадской «дочки» Imperial Oil для начала выпуска биодизеля, выбрасывающего в атмосферу на 70% меньше CO2 в сравнении с обычным дизельным топливом.

Столь масштабная повестка – в определенной смысле «разрыв шаблона», учитывая, что ExxonMobil долгое время имела славу главного консерватора энергоперехода. В 2020 году по объему выбросов среди крупнейших мировых нефтегазовых компаний ExxonMobil (112 млн тонн эквивалента CO2, согласно подсчетам Statista) уступала лишь китайским Sinopec (170,9 млн тонн) и Petro China (167,4 млн тонн), но была далеко впереди Royal Dutch Shell (74 млн тонн), BP (45,5 млн тонн) и даже Saudi Aramco (67 млн тонн), крупнейшего в мире производителя углеводородов.

Углеродная цена маржинальности

Одна из причин такой разницы – в размахе нефтехимического бизнеса ExxonMobil: в 2020 году на долю нефтехимии пришлось 14% общей стоимости производственных активов компании. При этом в структуре ее выручки нефтехимия оказалась единственным сегментом, в котором по итогам года была зафиксирована прибыль (в размере $1,96 млрд против убытков на $20 млрд в нефтедобыче и на $1,08 млрд в нефтепереработке). Благоприятно сказалось то, что продукция нефтехимии вплоть до последнего времени была менее подвержена ценовым скачкам, нежели ископаемое сырье: в 2020 году среднегодовая цена западно-техасской нефти WTI упала на 31% (до $39 за баррель), тогда как цены на полипропилен, один из ключевых полимеров, снизилась в США лишь на 7% (до $1 386 за тонну, по подсчетам IHS Markit).

Однако обратной стороной ценовой стабильности является более высокий углеродный след: по оценке McKinsey, в структуре мировых выбросов доля нефтегазовой отрасли составляет 42%, однако из них на сегмент добычи приходится лишь 9%, включая косвенные выбросы, а 33% – на всю остальную цепочку создания добавленной стоимости с помощью уже добытых углеводородов. Наиболее длинная цепочка – именно в нефтегазохимии, поскольку сырьем для нее служат продукты переработки нефти (нафта) и газа (этан). Поэтому снизить выбросы, не отказываясь от сворачивания мощностей, в этом секторе можно только за счет технологий улавливания CO2. С этим и связан интерес к ним со стороны ExxonMobil в условиях, когда из-за распространения электромобилей и маргинализации дизельной и мазутной генерации нефтехимия может остаться единственным сектором, где в ближайшем десятилетии спрос на нефть будет продолжать расти.

Однако ставка на нефтехимию – выбор, присущий далеко не всем лидерам отрасли. К примеру, Shell диверсифицирует бизнес за счет сжиженного природного газа (СПГ): в период с 2010 по 2020 годы компания нарастила продажи СПГ почти вдвое, с 16,8 млн до 33,2 млн тонн. Для сравнения: Россия, четвертая по величине страна-производитель СПГ, в 2020 году поставила на мировой рынок 29,6 млн тонн СПГ. При этом, согласно действующей стратегии Shell, компания к середине 2020-х годов собирается нарастить годовые СПГ-мощности более чем на 7 млн тонн. Одна из причин – в сравнительно низкой углеродоемкости СПГ. Так, по оценке норвежской инжиниринговой компании Econnect Energy, использование СПГ в судоходстве влечет за собой на 60% меньше выбросов CO2, чем применение морского газойля, ставшего одним из субститутов высокосернистого мазута после его прошлогоднего запрета Международной морской организацией (IMO).

Из нефтяников – в энергетики

При этом Shell, согласно уже упомянутой стратегии, собирается сокращать добычу нефти на 1-2% в год. Причина – во все тех же выбросах CO2: в феврале компания поставила задачу снизить их к 2023 году на 6-8%, а к 2035 году – на 45% в сравнении с уровнем 2016 года. Учитывая майское решение суда Гааги, обязывающее компанию уменьшить выбросы на 45% уже к 2030 году, взяв за точку отсчета 2019 год, ей придется сокращать добычу еще более стремительно, одновременно наращивая мощности в альтернативной энергетике (ВИЭ).

Уже сегодня Shell участвует в строительстве ветровых и солнечных станций суммарной установленной мощностью в 6 и 4 гигаватт (ГВт) соответственно, что сопоставимо с мощностью всех действующих ветряков и солнечных панелей на территории Польши (6,3 ГВт и 3,9 ГВт, по данным Международного агентства по возобновляемым источникам энергии – IRENA). А к 2030 г. компания намерена нарастить продажи электричества до 560 тераватт*часов (ТВт*Ч), то есть до уровня, превышающего прошлогоднюю выработку на ветровых и солнечных станциях в ЕС (540 ТВт*Ч, по данным Ember).

Не менее амбициозные планы и у BP, которая собирается к 2030 г. довести продажи электричества до 500 ТВт*Ч (с учетом закупок у сторонних производителей), а собственные мощности в ВИЭ – до 50 ГВт, что сопоставимо с установленной мощностью наземных ветряков в Германии (54,4 ГВт, по оценке IRENA). Тем самым BP будет постепенно трансформироваться из нефтегазовой в электроэнергетическую компанию, и этот выбор не лишен смысла: из-за все того же перехода на электромобили и продолжающейся урбанизации в Индии, всерьез уступающей по доле городского населения соседнему Китаю (35% против 61% в 2020 году), спрос на электричество уже в ближайшем десятилетии будет расти быстрее, чем спрос на любой из видов ископаемого топлива.

Наконец, помимо перехода на ВИЭ, участники отрасли используют еще одну опцию для снижения углеродного следа – выращивание лесных плантаций, поглощающих CO2. Так, в 2019 году Shell совместно с шотландским агентством лесов и земель объявила о начале программы по высадке 1 млн деревьев на территории Шотландии, которая будет реализовываться в течение пяти лет. Аналогичную инициативу Shell в 2019 году запустила в Нидерландах, где до 2030 года совместно с лесным агентством Staatsbosbeheer компания осуществит высадку 5 млн деревьев. Еще более масштабная программа – у итальянской Eni, которая собирается в течение шести лет высадить 73 млн деревьев в долине Амазонки, а также задействовать под посадку леса 20 млн акров земли в Африке, что в последнем случае позволит к 2030 году ежегодно поглощать 20 млн т CO2.

Между трендом и модой

Усилия нефтяных компаний начали приносить результат еще до пандемии. Если в 2015 году глобальный прирост выбросов со стороны нефтяной отрасли составил 0,3 млрд тонн, то в 2019 году – менее 0,1 млрд тонн, согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА). А в кризисном 2020 году отрасль и вовсе внесла ключевой вклад в декарбонизацию энергетического сектора: если угольная промышленность снизила в прошлом году выбросы CO2 на 0,6 млрд тонн, то нефтяная – на 1,2 млрд тонн, пусть даже это во многом было связано с сокращением спроса на нефть в транспортном секторе.

Восстановление спроса на нефть, произошедшее в 2021 году на фоне смягчения ковид-ограничений, наверняка «потянет» за собой и статистику выбросов. Однако из-за сдвига компаний в сторону ВИЭ и роста популярности проектов в области улавливания CO2 тренд на дальнейшее снижение углеродного следа в ближайшем десятилетии примет еще более осязаемые черты, нежели на пике пандемии. Для российских компаний это пока что означает лишь перемену энергетической моды, однако последуют ли они за ней, большой вопрос.

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype