EY: из-за нехватки газовозов растет стоимость транспортировки СПГ

Глобальные поставки целого ряда товаров до сих пор не нормализовались: сказываются последствия локдаунов и дефицита рабочей силы с начала пандемии, говорится в очередном энергодайджесте компании EY. Такая ситуация, по мнению экспертов, негативно отражается на состоянии мировой экономики и способствует еще большему разгону инфляции. Так, в США потребительские цены в октябре выросли на 6,2% – это самый высокий показатель за 30 лет. «Индекс контейнерных перевозок (см. рис. 1) остается почти на 50% выше, чем в первых числах июня, хотя и снизился с начала осени на 12% из-за падения предложения, вызванного приостановкой или сокращением производства на заводах в Европе и Азии на фоне энергокризиса», – отмечается в дайджесте.

Озабоченность у экспертов вызывают не только возможные задержки поставок товаров к предстоящим новогодним праздникам, но и потенциальная нехватка сырья в период пикового потребления топлива в зимний отопительный сезон. Так, азиатские компании, обеспокоенные перспективой ухудшения ситуации на энергетическом рынке из-за аномально низких средних дневных температур (природный феномен Ла-Нинья обещает стать самым мощным за последние 10 лет), увеличивают закупки СПГ, в первую очередь из США.

Вследствие нехватки газовозов для транспортировки СПГ на азиатский рынок, где стоимость газа держится на уровне, близком к $40/млн БТЕ, фрахт на тихоокеанском направлении дорожает. По данным Reuters, к середине ноября стоимость фрахтования для перевозки 1 млн БТЕ из США в Японию и Китай выросла в 2,5 раза по сравнению с началом осени – до $5,0 и $5,4 соответственно (см. рис. 2).

При этом разница между стоимостью транспортировки СПГ в Азию и в Европу за аналогичный период увеличилась в среднем с $1,2 до $2,8 млн БТЕ (см. рис. 3). «Ситуацию усугубляют большие расстояния, которые вынуждены преодолевать газовозы, следующие в АТР (например, путь от американского побережья Мексиканского залива и обратно занимает примерно 70 дней против 30 дней в Европу). Таким образом, суда выводятся с рынка на более длительный срок, а тоннаж при этом остается на том же уровне», – подчеркивают эксперты EY.

Однако, по их мнению, поставки газа по окончании отопительного сезона должны несколько стабилизироваться, что нельзя сказать о других товарах. Так, по данным руководителей судоходных компаний, дефицит логистических мощностей может сохраняться еще долгое время, в результате чего в период до 2023 года импортные товары по всему миру подорожают на 11%, а потребительские цены вырастут на 1,5%.

«Затянувшийся кризис в логистическом сегменте стал следствием неготовности перевозчиков к резким колебаниям конъюнктуры. Это в очередной раз заставляет импортеров переосмыслить значимость товарных запасов и поддерживать их на приемлемом уровне. Целесообразно также рассмотреть комплекс мер по повышению качества портовой инфраструктуры, что позволит снизить средние мировые затраты на морские перевозки на 4,1%», – резюмируется в дайджесте.

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype