EY: дефицит нефтяного сырья ведет к подорожанию нефтепродуктов

Спрос на нефть в октябре почти на 2% превысил уровень января 2020 года благодаря росту деловой активности в ключевых экономиках мира (в прошлом месяце PMI Composite в США составил 57,6, в еврозоне – 54,2, а в Китае – 51,5). Об этом сообщает компания EY в новом выпуске своего энергодайджеста.

«Однако, даже несмотря на ослабление ограничений добычи ОПЕК+ на 0,4 млн барр. в сутки ежемесячно до конца года, на рынке сохраняется дефицит (хотя уже и не столь большой – около 0,2 млн барр. в сутки). На фоне сильнейшего за последние восемь лет сокращения предложения на рынке нефтепродуктов неудивительно, что цены на них растут, еще больше разгоняя инфляцию», – отмечают эксперты компании.

Так, крэк-спреды по автомобильному бензину в Европе продолжают бить рекорды (см. рис. 1). В первой декаде ноября они были на 95% выше среднего уровня этого месяца за докризисные 2016-2019 годы и составили чуть более $230/т (+13% к октябрю 2021 года).

Между тем, сохраняющийся дефицит сырья для нефтехимического производства, обусловленный сбоем в поставках СУГ, по-прежнему влияет на стоимость нафты. Дифференциал по нафте ($165) уже в 2,6 раза превышает средний показатель ноября 2016-2019 годов (см. рис. 2).

Положительная динамика наблюдается и в сегменте средних дистиллятов, которые долгое время тянули маржинальность вниз (см. рис. 3 и 4). Крэк-спред по керосину восстановился до среднего уровня ноября четырех докризисных лет (чуть менее $150/т), чему способствовало восстановление спроса на авиатопливо (72% от допандемийного уровня по Европе, а количество авиаперелетов по миру за первую неделю ноября было на 1,4% выше показателя аналогичного периода 2019 года).

В свою очередь, восстановлению спроса на дизельное топливо способствовал энергетический кризис, подталкивающий генерирующие компании использовать его и мазут в качестве сырья: дифференциал по дизельному топливу в ноябре вплотную приблизился к среднему показателю за 2016-2019 гг. – примерно $120/т.

Эксперты EY также отмечают, что на деятельности нефтеперерабатывающих предприятий отразился и резкий скачок цен на газ : наряду с ростом расходов на электроэнергию, затраты на производство водорода для переработки одного барреля нефти с высоким содержанием серы выросли до $5-6 – почти в 10 раз по сравнению с 2019 годом. Однако даже это (в совокупности со стоимостью сырья в диапазоне $80-85/барр., что на 33% выше докризисного уровня) не нанесло серьезного удара по маржинальности нефтепереработки в Европе в осенний период ($6-9/барр. против $0-3/барр. летом, см. рис. 5), а привело лишь к тому, что в ноябре использование нефти марки Brent стало более выгодно в силу меньшего в ней содержания серы.

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype