В октябре 2021 года Китай сократил импорт сырой нефти на 11% г-к-к, до 37,8 млн тонн. Это стало минимумом с сентября 2018 года. С начала нынешнего года импорт нефти в КНР составил 425 млн тонн, что на 7,1% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экспорт нефтепродуктов из Китая в октябре снизился на 31,5% г/г, до 3,9 млн тонн.
Как отмечают эксперты Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, на фоне высоких цен на нефть в октябре государственные НПЗ в Китае ограничивали закупки нефти и снижали производство нефтепродуктов, что создало угрозу дефицита топлива. В конце октября Китай объявил об увеличении потребления бензина и дизеля из резервов. Импорт нефтепродуктов при этом оставался сравнительно низким.
«Дополнительным фактором возникновения дефицита стало снижение производства нефтепродуктов частными компаниями в 2021 году. Ежегодно между ними распределяются квоты на импорт нефти (они составляют около четверти от всего импорта нефти в Китай). На 2021 год объем квот был установлен ниже, чем в прошлом году. К концу 2021 году закупки нефти из-за рубежа частными НПЗ составят 171,7 млн тонн, что на 4,3% меньше, чем в 2020 году», – отмечается в комментарии.
По мнению экспертов Газпромбанка, до конца года импорт нефти в Китай скорее всего вернется на уровень в 40-45 млн тонн. Во избежание топливного кризиса китайские госкомпании уже объявили о планах наращивания производства нефтепродуктов. Так, Sinopec увеличить производство дизеля в ноябре-декабре на 50% относительно среднего уровня в январе-августе 2021 года.