Движение российского корпоративного сектора к устойчивости надо ускорить

Устойчивое развитие (УР) – концепция развития общества, при которой удовлетворение текущих потребностей человечества осуществляется без ущерба для последующих поколений.

Достижению устойчивого развития, несомненно, должны способствовать все члены общества, однако бизнесу принадлежит особенно важная роль. Коммерческие организации способствуют повышению благосостояния, углубляют или, напротив, решают социальные проблемы, оказывают прямое влияние на здоровье и благополучие общества.

Роль бизнеса

Всемирный совет предпринимателей по устойчивому развитию (WBCSD) высоко оценивает роль частного сектора и инвесторов в достижении ЦУР за счет создания рабочих мест, внедрения технологий и инноваций, создания финансовых потоков и обеспечения экономического роста.

Благодаря применению инноваций коммерческие организации помогают в решении некоторых сложных проблем, связанных с устойчивым развитием:

  • снижение выбросов путем повышения эффективности функционирования оборудования;
  • разработка безопасных источников энергии, которые могут использоваться не только в промышленности;
  • создание новых экоматериалов, эффективных фильтров для воды и т.д.

Национальные правительства путем создания нормативно-правовой базы, мер стимулирования и контроля и за счет использования прочих инструментов создают условия для реализации политики своих стран в сфере устойчивого развития.

Кроме того, с каждым годом усиливается давление на бизнес со стороны потребителей, которые становятся все более экологически сознательными. Одновременно увеличивается число примеров, наглядно демонстрирующих риски для будущего в случае дальнейшего бездействия компаний. Это заставляет руководителей пересматривать основы бизнеса и отходить от ценностей, в основе которых лишь получение финансовой выгоды.

Пандемия ускорила процесс

Устойчивость бизнеса тесно связана с соблюдением ESG-принципов (Environmental, Social, and Corporate Governance, ESG):

  • ответственное отношение к окружающей среде (E — environment);
  • высокая социальная ответственность (S — social);
  • высокое качество корпоративного управления (G — governance).

Важно подчеркнуть, что расширяющееся увлечение устойчивым развитием для бизнеса не является чисто альтруистической идеей и не происходит из-за бескорыстного желания «творить добро». В основе данной непростой трансформации, требующей, помимо прочего, значительных инвестиций, лежит экономический расчет. С помощью нее компании надеются сократить риски, улучшить клиентский опыт, выстроить надежные и доверительные отношения с партнерами и работниками и т. п. Это обеспечит им конкурентные преимущества, в том числе активный рост, финансовые результаты, большую инвестиционную привлекательность, возможности для конструктивного диалога с регуляторами.

И уже сегодня такая связь прослеживается. Для иллюстрации можно сравнить рейтинги 100 самых устойчивых корпораций мира с доходом более $1 млрд от Corporate Knights с данными по финансовой устойчивости и корпоративному долгожительству (corporate longevity), в частности с индексом MSCI All Country World Index (ACWI). В итоге можно сделать вывод, что лидеры в области устойчивого развития преуспевают в бизнесе и наоборот.

С началом кризиса, вызванного пандемией COVID-19, возникали опасения, что движение по пути повышения устойчивости замедлится. Так произошло, например, после кризиса 2008-2009 годов, когда политики всего мира сосредоточились на восстановлении своих экономик. Однако в этот раз все случилось с точностью до наоборот. Правительства развитых стран использовали кризис, чтобы усилить свои «зеленые» инициативы. Так, например, Европейский союз выделил почти 550 млрд евро на экологические проекты в течение следующих семи лет, что составляет почти треть всех государственных вливаний в восстановление экономики. Президент США Джо Байден пообещал потратить $2 трлн на борьбу с изменением климата. Китай, Япония и Южная Корея также взяли на себя обязательства стать странами с чистой экономикой. Это является явным признаком возросших амбиций в Азии, которые должны изменить инвестиционный ландшафт в регионе.

Нельзя игнорировать мегатренды

Россия также становится активным участником движения, направленного на достижение целей устойчивого развития (ЦУР). Согласно официальным данным, весной 2020 года в РФ действовали 12 национальных проектов и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, которые прямо или косвенно затрагивали 107 из 169 задач, определенных в документе ООН.

Помимо национальных проектов, достижению ЦУР способствуют и иные инициативы. В частности, доктрина продовольственной безопасности, государственные программы «Развитие образования», «Доступная среда», «Содействие занятости населения», «Комплексное развитие сельских территорий» и другие.

При этом движение российского корпоративного сектора в сторону устойчивости происходит относительно медленно из-за слабости экономики и низкой конкурентоспособности. Опрос рейтингового агентства «Эксперт РА», проведенный в феврале 2021 года среди 150 компаний, показал, что более 80% отечественных компаний реального сектора экономики не имеют стратегии устойчивого развития.

Сыграть важную роль в ускорении данного процесса могут инвесторы. Так, по информации агентства «Эксперт РА», сегодня почти треть крупнейших банков ввели KPI на ESG-метрики в своих кредитных и инвестиционных процессах. К концу года их доля достигнет 50%, что значительно ускорит процесс ESG-трансформации. Одновременно с этим 17% управляющих компаний из топ-15 также ввели ESG-оценки эмитентов в своих инвестиционных политиках, еще 30% планируют утвердить их в этом году.

Нельзя не отметить, что движение к устойчивости в известной мере упрощается с течением времени, чему способствует развитие технологий и деятельность компаний-пионеров. На текущий момент разработано большое число решений, позволяющих достигать ЦУР, имеются опробованные методики и подходы. Одновременно снижается стоимость возобновляемой энергии и иных инновационных экологических решений. Например, с 2009 по 2019 год стоимость солнечной энергии упала на 89%, а наземная ветровая энергия стала дешевле на 70%.

Учитывая траекторию развития общества и экономики, можно с уверенностью утверждать, что устойчивое развитие в скором времени станет мегатрендом, который не сможет игнорировать ни одна компания. А мерилом успешности организации станут не только выручка и темпы роста, но и ее социальные, этические и экологические показатели.

Группа «Текарт» специально для информационно-аналитического портала TEKFACE

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype