Как быстро электрический конь придет на смену бензиновой лошадке?

В 2020 году было продано около 3 млн электрокаров, причем большая часть (по 1,3 млн) пришлась на Европу и Китай. Согласно  прогнозу ОПЕК,  к 2030 году количество электромобилей в мире может вырасти до 100 млн единиц, а к 2045 г. – до 500 млн, что составит почти 20% всего мирового автопарка, который к тому времени вырастет примерно до 2,6 млрд автомобилей. Для нефтяников это означает, что рост долгосрочного спроса на «черное золото» будет ограничен. Однако каковы перспективы самого рынка электромобилей, и что ожидает пользователей? TEKFACE решил разобраться в ситуации как с точки зрения экспертного сообщества, так и позиции пользователя-практика.

Вот что рассказал TEKFACE инженер Центра компетенций НТИ «Новые и мобильные источники энергии» при ИПХФ РАН Андрей Корчун:

«По данным на начало 2021 года в России было порядка 11 тыс. электромобилей – меньше 0,1% от всего количества автомобилей. Так что рынок, можно сказать, находится в зародыше. Сейчас, впрочем, ситуация постепенно улучшается, но электромобили в основном распространяются в крупных городах, таких как Москва, Казань, Новосибирск и т. д. Там появляется зарядная инфраструктура, то есть уже не приходится заряжаться просто около дома. Также все больше электрокаров появляется во Владивостоке и вообще в Дальневосточном ФО, так как поблизости Япония и есть возможность недорого приобрести подержанные электромобили оттуда. Основными регионами развития электротранспорта пока остаются Центральный, ближе к Москве и Санкт-Петербургу, и Дальний Восток.

Что касается зарядной инфраструктуры, как я уже говорил, она появляется в больших городах, даже на платных дорогах. Но этой инфраструктуры недостаточно. Сейчас вышла концепция о развитии электротранспорта в стране, что подразумевает развитие как зарядной инфраструктуры, так и организации производства электромобилей на территории РФ из отечественных компонентов. Эта инициатива рассчитана на срок до 2030 года.

Развитие инфраструктуры для электромобилей – самое важное на данный момент, потому что массовое принятие электрокаров начнется только тогда, когда их можно будет легко и без проблем заряжать. Без особенных очередей и желательно, чтобы это было бесплатно, хотя бы поначалу.

Сейчас производства электромобилей в России практически нет. Печально известный ё-мобиль, тольяттинская Zetta, пытались электрическую «Газель» сделать и даже «КАМАЗ». Но пока все эти попытки находятся на зачаточной стадии, хотя в свете концепции развития электротранспорта стоит ожидать бурного развития отечественного электромобилестроения.

Производство электротранспорта требует наличия комплектующих, в том числе высоковольтных аккумуляторных батарей, стимулировать не только производство модулей, но и единичных аккумуляторов, электродных материалов и электролитов. Для этого необходима поддержка (налоговые преференции, гранты). В России есть производитель аккумуляторов, «Лиотех», но их продукция не подходит для электромобилей, так как они производят аккумуляторы с малой удельной ёмкостью.

Структура «Росатома «РЭНЭРА» как раз будет заниматься производством аккумуляторов в том числе для электрокаров. Сейчас «РЭНЭРА» планирует производить 3 ГВт⸱ч аккумуляторов в год, а в дальнейшем мощности будут увеличены до 12 ГВт⸱ч. Это уже довольно много и позволит покрыть прогнозируемый спрос от отечественных производителей электромобилей в течение ближайших 10 лет.

Здесь надо отметить, что развивающиеся сейчас водородомобили тесно связаны с электрокарами и будут не столько конкурировать с ними, сколько дополнять. Водородомобиль, использующий топливный элемент, также не может работать без аккумулятора (просто там он значительно меньше по ёмкости и, соответственно, запасает меньше энергии. Основной упор там делается на преобразование химической энергии водорода в электричество).

Электрические автомобили, использующие только литий-ионные аккумуляторы, проще водородных, и на данный момент более развиты, так как аккумуляторы применяют на электротранспорте уже давно. Сейчас энергоемкость литий-ионных аккумуляторов стала весьма внушительной, а с топливными элементами есть некоторая проблема: до бума «зеленой» энергетики ТЭ были не столь распространены, и поэтому сейчас водородные технологии для транспорта находятся в несколько отстающем положении. Хотя сейчас многие государства нацелены именно на водородную энергетику.

С другой стороны, на сегодня энергоемкость литий-ионных аккумуляторов практически доведена до своего предела. Для аккумулятора топливо не нужно – вы подключаете его к сети, и он заряжается. А вот топливный элемент хорош тем, что можно поставить один баллон с водородом, а можно несколько, и уже от этого будет зависеть энергоемкость. Объемы баллонов тоже, конечно, ограничены, но есть разные типы баллонов, выдерживающие разное давление. Если при 300 атмосферах в баллон можно закачать полкило водорода, то при 700 – уже килограмм. Так, Toyota Mirai использует баллоны суммарным объёмом в 140 литров, в которые под давлением 700 атм помещается в общей сложности 5,5 кг водорода.

Дальность пробега у водородных автомобилей больше, та же Toyota Mirai проезжает «на одной заправке» порядка 600 км, и это далеко не рекордный показатель. У электромобилей на аккумуляторах дальность пробега меньше: несмотря на то, что самый продвинутый на сегодняшний день электрокар Tesla может проехать на одной зарядке порядка 600 км, в среднем этот показатель примерно вдвое ниже.

Электротранспорт – это автомобили для города. Обычно по городу люди ездят на небольшие расстояния, и тех же условных 300 км им хватит примерно на неделю (если говорить о поездках на работу, за покупками и т. д.). Но для дальних поездок водородомобиль будет предпочтительнее электрокара, если сопоставлять дальность пробега, стоимость и вес аккумуляторов и баллонов с топливными элементами, а также скорость заправки.

Кроме того, водород выигрывает, если говорить о большегрузах. Так, для электрофуры грузоподъемностью в 36 тонн аккумулятор будет весить порядка 4 тонн для дальности пробега 900 км. У водородомобилей это соотношение значительно выгоднее для пользователя.

А вот что говорит пользователь-практик, обозреватель журнала «Компания» Григорий Погосян:

«Только за последний год я провел тест-драйв порядка 60 автомобилей разных марок, в том числе и машин, работающих на аккумуляторах. Вообще, что касается электромобилей, я пять лет эксплуатировал в Москве Mitsubishi i-MiEV (Mitsubishi innovative Electric Vehicle, – ред.). Ничего удобнее не существует. Я за пять лет на него потратил ОДНУ тысячу рублей: колесо спустило. Заряжал из окна, живу на втором этаже, есть возможность подогнать машину под окна. Сосед снизу был не против — оно же не дымит, не воняет, не трещит. Зарядка полная — примерно 10 руб. Хватало летом на 100-130 км, зимой на 70-90 км. Для города этого достаточно.

Однако есть большое «но». Скоростных зарядок в городе почти нет. И готовы ли вы тратить 20-40 минут на зарядку, если они вдруг появятся? Ночью-то он себе спокойно заряжается под окном и каши не просит. Те розетки с кожухом, что стоят по городу – это не скоростные зарядки, а профанация. И места перед ними ВСЕГДА заняты людьми, которые не понимают, для чего эта розетка. Думают, раз свободное место — почему бы мне свои «Жигули» туда не приткнуть? Вот на 3-й Фрунзенской, к примеру, место возле электорзарядки-розетки всегда занято каким-то «Опелем» из дальнего региона.

Брал на тест недавно сказочный Jaguar I-Pace. С одной стороны, это просто следующая ступень автоэволюции. Но с другой: из обычной розетки он заряжается двое суток. Оно вам надо?! Только если у вас свой гараж или частный дом. И там есть розетка на 380. Недавно тестил Porsche Taycan. Тоже сказка из будущего, но его тоже надо заряжать… «Обычные», кстати, автопроизводители «Теслу» съедят за несколько лет. Поскольку электромобили Tesla никак невозможно сравнивать с Audi e-tron или Porsche Taycan . Это примерно, как сравнить детский самодельный трёхколёсный велосипед из нашего детства, сделанный из деревяшек от ящика из-под апельсинов и подшипников, с новым Mercedes.

Но основная проблема в том, что в нашей прекрасной стране потёмкинских деревень никогда ничего хорошего не выйдет из очередной электрификации. Ну, украдут деньги на создание электоинфраструктуры. Сколько там, 800 миллиардов рублей? Легко! «Освоим любые бюджеты!» — слоган нашего отечества, к прискорбию. Это как очереди из электробусов по 30 млн за каждый на зарядку в Москве всего лишь в минус 20 градусов (а бывает и минус 30, но наши умники об этом не подумали). И, да, печка у них дизельная… Вот надо мне срочно в Пятигорск к бабушке — на нормальной машине, утром сел, вечером приехал 1550 км. 17 часов туда, 16 обратно — это не нарушая и не спеша. Хоть на Volkswagen Teramont, хоть на «Ниве». На электромобиле я туда не доеду никогда. Полагаю, будущее за плагин-гибридами. Залился солярочкой, генератор вырабатывает себе тихонько электричество, от него тянут электромоторчики. Всё остальное – бред. По крайней мере, в российских условиях. Ну, ещё лет 50 точно».

Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в vk
VK
Поделиться в email
Email
Поделиться в skype
Skype