Сергей Цариченко: Грамотно разработанные стандарты позволяют решить вопрос безопасности использования водорода

Жизнь современного общества невозможна без стандартов. Нам нужны стандарты безопасности, стандарты качества, стандарты унификации и так далее. Поэтому стандартизация всегда сопровождает развитие новых технологий. Добралась стандартизация в России и до водородной тематики: в нашей стране начал действовать специализированный технический комитет. TEKFACE побеседовал на эту тему с председателем Технического комитета по стандартизации «Водородные технологии», доктором технических наук профессором Сергеем Цариченко.

TEKFACE: Что за новая структура Росстандарта? В чем ее функции?

Сергей Цариченко: Технический комитет ТК-029 – это не новая структура, он функционировал и раньше, но сейчас был реорганизован в соответствии с приказом Росстандарта №2235 от 08 октября 2021 года. Комитет будет работать на базе ИПХФ РАН и определять политику развития требований к водородным технологиям в рамках национальных стандартов. Эти требования будут задавать направления, актуализировать существующие документы и гармонизировать западные стандарты с российскими с учетом национальных интересов и национальной специфики. Комитет будет решать вопросы, связанные с регулированием стандартизации в области всех типов водородных технологий: производства водорода, его хранения и транспортировки, использования и вопросов безопасности, которые встают на всех этапах получения и применения водорода.

TEKFACE: Кто сейчас войдет в состав комитета?

Сергей Цариченко: Для совместной работы в комитете будут привлекаться отраслевые специалисты из организаций, которые уже заняты производством оборудования для получения и использования водорода, научным и технологическим поиском в области водородных технологий.  А также представители крупных корпораций, которые определяют политику в этой отрасли: ПАО «Газпром нефть», ГК «Росатом», ПАО «КАМАЗ», ПАО «РусГидро», ОАО «РЖД». И, разумеется, в рабочую группу войдут специалисты из академических институтов, которые занимаются исследованиями в области водородных технологий: ИПХФ РАН, МФТИ, НИИ противопожарной обороны МЧС, Институт катализа им. Г.К. Борескова, Институт нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева и другие. Всего комитете сейчас 30 организаций. Фактически будет выстроена логическая цепочка от академической науки и технологий к созданию стандартов и их отраслевой оценке с актуализацией под те коммерческие задачи, которые предстоит решать отечественным производителям.

TEKFACE: Чем займется комитет?

Сергей Цариченко: Работа предстоит достаточно большая, потому что в последнее время не было существенных подвижек в области стандартизации с учетом современных тенденций. В настоящее время в национальной системе стандартизации в области водородной энергетики и водородных технологий существует 33 стандарта (ГОСТ и ГОСТ Р), утвержденных с 2011 по 2017 годы — преимущественно в области транспорта, заправочных систем и хранения. Основной массив стандартов разработан на основе международных стандартов ISO и IEC.

При этом уже сейчас необходима актуализация 19 национальных стандартов в соответствии с последними международными редакциями. Кроме того, ISO и IEC приняли соответственно 9 и 12 международных стандартов, аналогов которых в российской системе пока еще нет. А те, которые существуют, также требуют существенной доработки, потому что зачастую они представляют собой обычный перевод текста стандарта на русский без учета технических, климатических и других особенностей.

TEKFACE: Зачем вообще нужны стандарты?

Сергей Цариченко: Водород по-прежнему для многих является чем-то пугающим, ассоциирующимся со взрывоопасностью. А грамотно разработанные стандарты позволяют решить вопрос безопасности использования водорода. Во-вторых, стандарты важны для испытаний. Чтобы правильно оценивать эффективность и безопасность той или иной энергетической системы, должны быть стандартизованные методы испытаний, единая шкала измерений. Кроме того, важен аспект экологической безопасности предприятий, связанных с водородом, и здесь тоже нужны стандарты.

TEKFACE: По какому принципу будут отбираться стандарты для разработки?

Сергей Цариченко: Комитету предстоит четко определить, в каких областях существует наибольшая востребованность в современных стандартах. Фактически, здесь идет речь о технологиях, которые в нашей стране должны развиваться в первую очередь. Например, сейчас очень актуальна стандартизация технологий, которые позволили бы реализовать Распоряжение Правительства Российской Федерации №2290-p  — «Концепцию про развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года».  «КАМАЗ» и «ГАЗ» уже представили первые образцы такой экономичной и экологически чистой техники (электробусы на водородных топливных элементах для пассажирских перевозок, – ред.), но введение ее в эксплуатацию в мегаполисах может затянуться из-за отсутствия стандартов для водородных заправок, предназначенных для пассажирского и коммунального транспорта. Все упирается в отсутствие современных нормативных требований по размещению таких инфраструктурных объектов, хранению водорода на них, заправке техники.

Так что одной из первоочередных задач работы комитета станет пересмотр существующего национального стандарта ГОСТ Р 55226-2012, регламентирующего нормы эксплуатации водородных заправочных станций, в соответствии со стандартом ISO 19880-1:2020 Gaseous hydrogen — Fuelling stations — Part 1: General requirements.

Для железнодорожного транспорта на водороде, который сейчас активно разрабатывается в том числе и для Сахалинского водородного кластера, стандарты придется создавать заново. Нужно будет тщательно изучить и требования для использования водорода в авиации и на водном транспорте.

Также национальные стандарты пока еще не регламентируют работу систем компримирования и хранения газов под давлением, которые применяются в мире, и позволяют использовать самые передовые технологии водородной энергетики.

Ждут разработки новые национальные стандарты в области производства водорода из углеводородного сырья и на атомных станциях, транспортировки водорода в различных агрегатных состояниях, применения водорода для автономных энергетических систем и аккумулирования энергии.

TEKFACE: Есть ли на сегодняшний день какие-то уже принятые стандарты, готовые к работе?

Сергей Цариченко: Разумеется. Например, стандарты для беспилотных летательных аппаратов, работающих на водородных топливных элементах. Однако, пока он принят только в части терминов и определений. Как я уже говорил, по водородным заправочным станциям также есть действующий стандарт, однако сейчас он уже нуждается в переработке.

TEKFACE: Наши национальные стандарты будут отличаться от зарубежных?

Сергей Цариченко: России потребуются действительно национальные стандарты. За основу могут быть взяты основные положения зарубежных нормативных документов, но при этом должны быть учтены результаты отечественных исследований и российские наработки. Очень важно решить вопросы безопасного использования водорода, требования к его чистоте, а также климатические и инфраструктурные особенности нашей страны.

TEKFACE: Что разработка собственных стандартов, их переработка и гармонизация с зарубежными дадут по факту, в практической плоскости?

Сергей Цариченко: Экспорт водородных технологий из нашей страны прогнозируется довольно масштабным. И разработка отечественных стандартов и их гармонизация с международными в первую очередь нужны именно для того, чтобы российский продукт был принят за рубежом. Это работает и в обратную сторону: технологии, которые будут идти к нам, должны соответствовать российским нормам и быть сертифицированы согласно нашим стандартам.

TEKFACE: Над чем комитет будет работать уже в ближайшее время?

Сергей Цариченко: В ближайшее время необходимо подготовить первую редакцию порядка шести новых стандартов, и работа над ними уже идет. В первую очередь это стандарты в области безопасности водорода и некоторых технологий его применения. Далее ТК-29 планирует рассмотреть вопросы экологии получения, хранения и применения водорода, а также стандартизацию технологий водородных топливных элементов. Более актуальный список будет сформулирован после первого заседания комитета.

Стандарты в РФ действуют в настоящее время в отношении водородного сектора:

  1. ГОСТ ISO 12619-1–2017 Транспорт дорожный. Сжатый водород и компоненты топливной системы водорода/природного газа. Часть 1. Общие требования и определения
  2. ГОСТ ISO 23273–2015 Дорожные транспортные средства на топливных элементах. Требования безопасности. Защита от опасностей, связанных с применением сжатого водорода в качестве автомобильного топлива
  3. ГОСТ Р ИСО 22734-1-2013 Генераторы водородные на основе процесса электролиза воды. Часть 1. Генераторы промышленного и коммерческого назначения
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в vk
VK
Поделиться в email
Email
Поделиться в skype
Skype