Интересные факты о бензине, которые вас удивят

Зачем мужчине с красным флагом бежать перед автомобилем, как слоны помогли найти нефть в Индии и какой нефтеперерабатывающий завод зарабатывает на продаже… манго?!

«Флаг в руки» или первый бензин

Первый бензин продавался в аптеках или бакалейных лавках и не имел особой коммерческой ценности: нефть в то время перерабатывалась исключительно ради хорошо продающегося керосина, широко применявшегося для осветительных целей. Бензин же представлял собой побочный продукт, взрывоопасную и легковоспламеняющуюся фракцию, пригодную только в качестве растворителя или как средство для растопки печей. Нередки были ситуации, когда нефтепереработчики, не сумев продать партию бензина, просто-напросто ее выбрасывали. Ситуация резко изменилась с ростом числа автомобилей. Для бензина появился перспективный рынок сбыта.

Если бы такая практика применялась и по сей день, то на Садовом кольце каждый день была бы первомайская демонстрация!

Однако его потребление сдерживалось отсутствием технологий переработки: прямая перегонка позволяла получать из сырой нефти в лучшем случае 20% газоконденсатного бензина. При этом его качественные характеристики были настолько низкими, что ставили под сомнение перспективы использования бензина в качестве автомобильного топлива. Из-за низкого качества топлива, первые автомобили нещадно дымили и громыхали, но самое худшее – нередко взрывались. В связи с этим, правительство Великобритании даже издало специальный закон (так называемый «Акт о Локомотивах»), предписывающий владельцам автомобилей иметь в составе экипажа «самодвижущихся повозок» не менее трех человек: водителя, механика и…человека с красным флагом. Сигнальщик обязан был идти не менее чем в 55 метрах перед автомобилем и, размахивая флагом, предупреждать пешеходов и других участников уличного движения о приближении автомобиля.

«Чайку не желаете?» или первые АЗС

На лавры первопроходца в деле строительства заправок немало претендентов, но основным считается американская Automobile Gasoline Company. В маленькой статье, опубликованной в 1907 г. в газете National Petroleum News под заголовком «Станция для автомобилистов» сообщалось, что «в Сент-Луисе Automobile Gasoline Company пробует новый способ прямой продажи автомобильного бензина». По свидетельству очевидцев, это место сильно напоминало свалку: вблизи маленькой жестяной лачуги, где хранился запас нескольких баррелей топлива, на высоких подпорках были установлены две старые цистерны с прикрепленными к ним шлангами, по которым бензин самотеком поступал в баки автомобилей.

Сейчас трудно такое представить, но всего 100 лет назад типовые заправки выглядели так…

С развитием автомобильного транспорта, росло число заправок и конкуренция между ними. В борьбе за потребителя станции преобразились: они стали оснащаться крупными вывесками с фирменными знаками компаний, мощеными подъездными путями и комнатами отдыха. Менее, чем за десятилетие, заправки превратились в мини-торговые центры, где помимо бензина покупателям предлагался весь спектр сопутствующих товаров: от машинного масла до смазки для пылесосов и швейных машин. Покупателей заманивали высоким уровнем сервиса: проверка и подкачка шин, долив воды в омыватель, помыв ветрового стекла —  все эти услуги были бесплатными даже для тех, кто не заправлялся.

В России первые заправки появились в 1911 г., когда Императорское Автомобильное Общество заключило договор с Товариществом «Братьев Нобель» на строительство «Бензиновых станций».  К 1914 г. в крупных городах страны работало в общей сложности 440 станций, однако широкого распространения они не получили.

«Копай, приятель!» или самый старый в мире НПЗ

В 1867 г. на севере индийского штата Ассам небольшая изыскательская группа итальянских инженеров, нанятых Торговой компанией и Assam Railways для строительства железнодорожной ветки от Дибругарха в Маргерит, обнаружила, что ноги вьючных слонов, выходивших из джунглей, покрыты странной черной грязью со специфическим запахом. «Dig, boy!» («Копай, приятель!»), — кричали местным рабочим иностранные инженеры, надеявшиеся найти в истоптанной слонами грязи «черное золото». Так гласит легенда, повествующая о начале нефтедобычи в Индии, а заодно и во всей Азии. Как бы там ни было, но в 1889 г. неподалеку от Маргрита было открыто крупное нефтяное месторождение, получившее название Дигбой. А в 1901 г. Assam Oil Company, созданная для управления нефтедобычей в регионе, построила там же одноименный нефтеперерабатывающий завод. И месторождение, и завод работают до сих пор и являются старейшими в мире. С 1981 г. завод является частью Indian Oil Corporation и перерабатывает порядка 0, 6 млн т нефти ежегодно.


А вот и старейший в мире работающий НПЗ. Фото: Indian Oil Corporation

Все любят Disney или первые успехи топливной розницы

Появлению различных присадок к бензину топливный рынок обязан жесточайшей конкурентной борьбе за потребителя, развернувшейся в середине 50-х — начале 60-х гг. в Америке. До появления «специальных» сортов топлива, компании могли сражаться за клиентов только в ценовом поле: продажи росли у тех, на чьих АЗС бензин стоил дешевле.

Создание специальных «добавок» все изменило: теперь бензин разных производителей мог отличатся друг от друга не только ценой, но и качественными характеристиками. Компании наперебой выпускали новые сорта топлива, зачастую сопровождая новинки довольно экстравагантными заявлениями. Например, Richfield, пытаясь обыграть в своей рекламной компании первые испытания водородной бомбы, объявила, что в ее бензине «используется водород в мирных целях». А Mobil предлагала потребителям «высокоэнергетический бензин», объясняя, что в процессе его производства «легкие низкоэнергетические атомы заменялись более тяжелыми, высокоэнергетическими».

Качественная реклама, как водится, в итоге и принесла результат

Но гонку за сердца потребителей выиграл не какой-то высокотехнологичный компонент, а милый тигренок Esso: в 1964 г. Компания Standart Oil of New Jersey запустила новую рекламную компанию с простым лозунгом «Помести тигра в бензобак». Дружелюбный и веселый персонаж, созданный молодым художником со студии Уолта Диснея, гораздо в большей степени способствовал росту продаж топлива, нежели все «нано-добавки». 

В окружении мангового леса или самый большой в мире НПЗ

Самый большой в мире нефтеперерабатывающий завод находится в Индии в городе Джамнагар. Его мощность-без малого 70 млн т в год (для сравнения: самый крупный завод в России — Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза»- втрое меньше -всего 22 млн т в год). Завод в Джамнагаре занимает территорию более 3 тыс гектаров и окружен внушительным манговым лесом. Кстати эта плантация в 100 тыс деревьев приносит заводу дополнительный доход: ежегодно отсюда продается около 7 тыс тонн манго.

Завод компании Reliance в Джамнагаре является не только крупнейшим НПЗ, но и вообще, одной из самых больших производственных площадок в мире

Джамнагарский НПЗ -частный, он принадлежит компании Reliance Industries Limited, чей руководитель и владелец-Мукеш Амбани-является самым богатым человеком Индии. Журнал Forbes оценивает его состояние в $21 млрд и отводит 39-е место в списке самых богатых людей мира.

Energy Insider

Telegram
Facebook
WhatsApp
Twitter
VK
Email
Skype